Если кто-то из посетителей выставки ожидал увидеть в экспозиции императорские украшения и шикарные туалеты, он, вероятно, был разочарован. Из дорогих безделушек на выставке представлены разве что кожаный веер да позолоченные подсвечники. Все остальное - вещи куда более ценные: бумаги, документы и, что самое главное, - письма. В личных посланиях сохранилась и дошла до нас жизнь императрицы, ее мысли и страхи за близких людей, ее любовь и страдания, которых немало выпало на долю матери последнего императора России.
Из учебников истории известно, что Мария Федоровна была невестой царевича Николая, старшего сына Александра II, а стала женой его младшего брата - Александра. Но ни в одном учебнике не написано то, о чем узнает любой посетитель выставки: Николай безумно полюбил свою нареченную. То, что дорогая Минни (так называли императрицу ее близкие) "перейдет по наследству" его брату вместе с престолом, не могло привидеться жениху и в страшном сне.
Портретов и фотографий на выставке тоже немало. С одних смотрит юная, мечтательная Мария София Фредерика Догмар, принцесса Дании. А с других - печальная, но не сломленная горькой эмигрантской судьбой императрица Мария Федоровна.
Многие экспонаты выставки долгие годы хранились в архивах Дании. Например, переписка императрицы с отцом Кристианом IX, который советовался с императрицей и обсуждал с ней внешнеполитические вопросы. В письмах матери Мария была совсем другой: страдающей, измученной постоянными волнениями за мужа и детей. Она прекрасно понимала, что правит не страной, а вулканом, и мечтала лишь о том, чтобы уберечь своих близких.
Особое место среди экспонатов выставки отведено брачному договору Марии Федоровны и Александра III. Богато украшенный, скрепленный тяжелой печатью документ приковывает взгляд, но не трогает душу так, как строчки из писем. "Моя жизнь разбита и сломлена навсегда, - писала матери овдовевшая императрица в 1894 году, - ибо я не могу представить себя живущей без того, кто был для меня всем". "Дорогая бабушка, когда же ты будешь с нами?" - по-детски неровным почерком выводила маленькая Анастасия Романова.
Последняя часть экспозиции, рассказывающая о жизни Марии Федоровны в эмиграции, включает в себя снимки, сделанные самой императрицей. Как оказалось, эта великая женщина любила гулять по улицам и фотографировать. Кто-то даже запечатлел ее такой: в простом клетчатом пальто, шляпке и с тяжелым аппаратом в руках.
Долгие годы Мария Федоровна путешествовала по Европе, мечтая получить весточку от сына, с которым потеряла связь в 1917 году. Она отказывалась верить, что больше никогда не увидит ни его, ни внуков. "Я знаю, - читаем в письме от 1924 года английской королеве Александре, сестре Марии, - где бы они ни были, Господь споспешествует им".
Выставка "Императрица Мария Федоровна: жизнь и судьба" - одно из многих мероприятий, проходящих в России в связи с предстоящим перезахоронением останков Марии Федоровны в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Как сказал на открытии выставки министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов, перенесение останков из Дании в Россию будет способствовать укреплению связей с Европой. То есть в первую очередь это политический шаг. Однако директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко готов был с этим поспорить: "Я считаю, что нельзя все сводить к политике. Мария Федоровна всю себя посвятила семье. Они с Александром искренне любили друг друга, обожали своих детей. И я уверен: она всем сердцем желала бы обрести покой рядом с дорогими людьми. Наш долг уважать традиции и чувства предков".