На жесткий ход российских ведомств, отозвавших ранее выданное положительное заключение госэкологической экспертизы на 20-миллиардный нефтегазовый проект, последовал контрудар. Но вместо японских акционеров проекта (Mitsui -25 процентов и Mitsubishi - 20 процентов) слово взял официальный Токио. Генеральный секретарь кабинета министров Японии Синдзо Абэ заявил, что действия со стороны Москвы могут повредить двусторонним отношениям с Россией.
В ответ глава МПР Юрий Трутнев передал послу Японии в России Сайто Ясуо фотоматериалы, свидетельствующие о нарушениях природоохранного законодательства в ходе реализации проекта. По его словам, рекомендации трехлетней давности не выполнены до сих пор. Впрочем, с этого момента экологические нюансы, похоже, окончательно оттесняются на второй план соображениями большой политики. Министр экономического развития и торговли Герман Греф пространно высказался в том духе, что режим СРП, в рамках которого осуществлялся нефтегазовый проект, не имеет большого будущего в России.
Дескать, прошли те времена, когда нужно было зазывать инвесторов в страну на прельстительных условиях. По поводу же конкретного проекта "Сахалин-2" министр ограничился дипломатичной формулировкой о "поиске компромисса". А посол России в Японии Александр Лосюков отреагировал на демарш японского коллеги так: "Реакция Японии на решение министерства природных ресурсов отменить собственный приказ об утверждении заключения экологической госэкспертизы второго этапа проекта "Сахалин-2" неадекватна и основана на недостаточной информации".
В тот же день полемика обрела третью сторону в лице Евросоюза. Комиссар Евросоюза по энергетике Андрис Пибалгс увидел в задержке работ по "Сахалину-2" угрозу "безопасному и предсказуемому инвестиционному климату в России". А вчера еще и Великобритания выразила свое отношение к возникшей ситуации. "Британское правительство глубоко обеспокоено решением Министерства природных ресурсов РФ по аннулированию лицензии на "Сахалин-2", выданной в июле 2003 года", - заявил официальный представитель британского посольства в Москве.
Конечно, то, что экологические требования есть весьма удобный рычаг воздействия с какими угодно целями, не новость. Скажем, это излюбленный прием рейдеров - сгустить краски по поводу экологического вреда. И бросается в глаза, что именно так на Западе и в Японии трактуют возросшие экологические требования к участникам проекта. Только вот ситуация по сравнению с 1994 годом, когда было заключено соглашение о "Сахалине-2", изменилась кардинально. И гарантии, условно говоря, экономического и экологического баланса потихоньку выходят в число приоритетов российской власти. Это может быть более правдоподобным объяснением нынешней ситуации вокруг "Сахалина-2", нежели подозрения в намерениях изгнать иностранных инвесторов. Об этом косвенно свидетельствует и вчерашнее заявление заместителя Германа Грефа Кирилла Андросова: "Я не вижу оснований приостанавливать проект до момента окончания экспертизы по технико-экономическому обоснованию".