Бизнесмены долго и упорно убеждали правительство в том, что снизить выкупную ставку за землю просто необходимо. Собственно, это же показывала и практика. Вопросу о ставках уже не один год - чиновники еще в 2001 году предложили частным компаниям выкупить участки земли к началу 2004 года. Однако идея провалилась, поскольку совокупная стоимость земли под предприятиями составила бы 100 млрд. долларов - цифра, как утверждали предприниматели, для них неподъемная. Российский союз промышленников и предпринимателей предложил компромисс: 6 млрд. долларов. В процентном выражении это означало бы 1,5 процента. От подобного шага правительство удержал главный экономист Герман Греф. Срок выкупа был сдвинут до начала 2006 года, а предприниматели получили дополнительную поддержку в лице Владимира Путина, который заявил, что несправедливо заставлять бизнес повторно выкупать землю, за которую они уже заплатили при приватизации.
Но в итоге все осталось, как есть. Сейчас выкупная цена земли в городах 3-миллионниках и выше - от 5- до 30-кратного размера ставки земельного налога, в поселениях численностью от 500 тысяч до 3 миллионов - от 5- до 17-кратного размера этой ставки и там, где проживают до 500 тысяч человек, а также за пределами населенных пунктов - в размере от 3- до 10-кратного размера этой ставки.
Не прошло и нескольких лет, как ведомство Грефа все же согласилось с тем, что изменения неизбежны. Существенно снизить стоимость земли под промышленными предприятиями минэкономразвития подтолкнула сложившаяся ситуация с ее выкупом. По данным экономического ведомства, за время действия закона, разрешающего выкуп земли под промпредприятиями, владельцы предприятий почти не проявили интереса к выкупу земель. Минимальное из возможных количество зарегистрированных сделок дало все основания говорить, что процесс приватизации земельных участков провалился. Главной причиной ведомство Грефа признало слишком высокую стоимость земли.
Сегодня кабинет министров рассмотрит предложение установить предельный уровень выкупной цены под приватизированным предприятием не более 20 процентов от кадастровой стоимости в городах с численностью свыше 3 миллионов человек. Что касается поселений с меньшей численностью, то максимум выкупной цены для них установлен в 2,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков. По расчетам экономистов, затраты промышленных предприятий на выкуп земельных участков таким образом должны снизиться с 736,5 миллиарда рублей до 190,8 миллиарда рублей.
В общем, федеральное правительство установит предельный уровень выкупной цены, оставляя субъектам право самостоятельно определить конкретную цену выкупа в зависимости от экономической ситуации в их регионе. Однако, как заметил правительственный источник "РГ", "установленные местными властями цены должны быть едины на территории данного региона для всех юридических лиц".
Сохранилась в законопроекте и норма, на которой настаивало московское правительство. В случае выкупа земельного участка согласно законопроекту отныне в крупных городах будет разрешено его перепрофилирование - использование в иных целях, чем было предусмотрено ранее. Однако в этом случае предприниматель должен будет дополнительно внести плату в размере не более 80 процентов от кадастровой стоимости земельного участка в местный бюджет. "Таким образом, максимальный размер выкупа земельного участка с целью его дальнейшего перепрофилирования может достичь 100 процентов - если так решат местные власти", - добавил правительственный источник "РГ". Однако этот вопрос из числа дискуссионных, и при обсуждении законопроекта в Госдуме депутаты могут принять другие решения. Собственно, в случае одобрения этого пункта, депутатам, видимо, придется определиться и с имеющейся "коррупционной лазейкой" - формулировкой "не более 80 процентов". Ведь 1,2 или 3 процента сумма не столь большая, но явно не близкая к 80 процентам.
Законодательством установлено, что юридические лица смогут воспользоваться правом выкупа земли под приватизированными предприятиями до 1 января 2008 года. В случае принятия закона Госдумой в нынешнюю осеннюю сессию на то, чтобы воспользоваться этим правом, предприятиям будет предоставлен лишь один год. Правда, не исключено, что предприниматели вновь вернутся к своей любимой идее, которую они высказали как-то на встрече с Владимиром Путиным. Тогда, воодушевленный поддержкой президента, глава РСПП Александр Шохин решил развить успех и попросил ряд дополнительных льгот. В частности, рассрочку платежа при выкупе земельных участков. Но в правительстве считают, что сниженная ставка налога вряд ли предусматривает еще и рассрочку. "Куда уж меньше", - эмоционально заметил правительственный источник "РГ".
Сегодня же министры уравняют в правах резидентов и нерезидентов при покупке долей в российских кредитных организациях. По сути, представленный законопроект, предусматривающий изменения в законы о Центробанке и "О банках и банковской деятельности", совершенствует систему допуска на российский рынок банковских услуг капитала как отечественного, так и иностранного происхождения. Сейчас кредитная организация обязана получить предварительное разрешение ЦБ на увеличение своего уставного капитала за счет средств иностранцев, а также на отчуждение (в том числе продажу) своих акций в пользу нерезидентов. Законопроект исключает эту норму.
Кроме того, с 5 до 1 процента снижается порог приобретения акций кредитной организации, превышение которого требует уведомления ЦБ, и с 20 до 10 процентов, требующий предварительного согласия Банка России. Эти нормы соответствуют Базельским принципам эффективного банковского надзора и директивам Европейского союза, согласно которым орган банковского надзора должен уведомляться обо всех будущих значительных прямых или косвенных инвестициях в капитал банка, а также иметь право блокировать такие инвестиции, если они не отвечают установленным критериям.