В нормах права может появиться презумпция виновности автовладельцев
Вчера он сообщил, что соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях уже рассматриваются в Госдуме. Пока остается открытым вопрос, успеют ли они пройти чтения в осенней сессии.
Презумпция ответственности автовладельца - новинка для российского законодательства. Если она будет принята, автовладельцу, машина которого попалась на нарушении ПДД, придется доказывать, что не он был за рулем, а тот, кому он доверил машину. Данные поправки появились не на пустом месте. Уже давно рассматривается вопрос об установке на дорогах автоматических камер видеонаблюдения, которые будут фиксировать нарушения, превышение скорости и прочее. Одна беда: радары могут показать, автомобиль, идентифицировать его номер, но установить, кто сидит за рулем, - уже за гранью их возможностей. Так как принцип презумпции невиновности распространяется (пока) и на водителей, то наказывать нарушителей мог только инспектор, который знает, кто сидит за рулем.
По словам Владимира Васильева, сидящие в засаде сотрудники ДПС зачастую сами создают аварийные ситуации, неожиданно выскакивая перед автомобилем, который превысил скорость. На наиболее аварийных участках да еще в темное время суток инспекторов ставить опасно для их же собственной жизни. Поэтому оптимальным средством контроля за соблюдением правил дорожного движения могут быть автоматические видеокамеры, радары и прочая техника. Владимир Васильев сослался на опыт Франции, где подобными методами удалось сократить аварийность за год почти в два раза.
В качестве главного способа борьбы с недисциплинированностью водителей Дума рассматривает в основном карательные меры: высокие штрафы, лишение права управления за серьезные правонарушения и балльную систему.
- Мы смеемся над немцами, - говорит Васильев, - которые, увидев указание прыгнуть с моста, это проделают. Но мы, ссылаясь на наш менталитет, не соблюдаем того, чего сами требуем. Зачем нам нужны светофоры, если большинство переходят дорогу там и тогда, когда им заблагорассудится.
Конечно, надо строить развязки, и на следующий год из бюджета будут выделены довольно большие средства на дороги. Но что делать с дисциплиной водителей, с сознательным нарушением правил дорожного движения? Я видел, как люди похваляются тем, сколько раз их задерживали: одного сто, другого сто пятьдесят.
Именно поэтому рассматривается вопрос о введении балльной системы. За систематическое нарушение правил надо наказывать. Насколько это согласуется с правом, требующим только одного наказания за правонарушение? На этот вопрос Васильев не ответил. Но сообщил, что депутаты следят за тем, чтобы эта система не только наказывала, но и в чем-то поощряла. Например, если водитель в течение года не совершил никаких аварий, то он должен получать бонус и по страховке, и, возможно, какие-то плюсы в той же балльной системе...
Кстати, по мнению главы Комитета по безопасности, принятое недавно решение о сокращении количества спецсигналов и особых регистрационных номеров тоже должно сократить количество ДТП. Речь идет не только об участии в ДТП подобных транспортных средств, но и о косвенном эффекте. За прошлый год с подобными транспортными средствами совершено всего 215 аварий. Но сколько осталось за скобками? Зачастую эти автомобили создают аварийные ситуации, в которых страдают другие. Теперь их будет меньше. Сейчас в Госдуме рассматриваются три законопроекта о спецсигналах и особых номерах. Теперь количество машин, оборудованных спецсигналами, будет регулироваться указом президента. А сколько какому ведомству положено - будет определяться постановлением правительства России.
Уже сейчас на грани подписания указ президента, в котором количество спецсигналов ограничено тысячью. Практически в семь раз сократится количество привилегированных машин на дорогах.
По словам Васильева, те депутаты, которые сами недавно сняли мигалки, уже почувствовали разницу. Теперь они смогут взглянуть на дорожную ситуацию глазами обычного автолюбителя.