Ереванский спектакль москвичи уже видели, как и зрители телеканала "Россия", записавшего его по трансляции. Спектакль выдвигался на "Золотую маску", но некоторые формальности помешали ему участвовать в конкурсе. Фильм снят на основе спектакля, но имеет самостоятельное художественное решение: натурой для него послужили головокружительные пейзажи горной Армении - совершенно античная природа, в которую музыка вписалась идеально.
В фильме снимались звезды мировой оперы. Поллион у Гегама Григоряна, тенора с мировой славой, - вполне земной, коренастый и не очень молодой человек. Нет ничего "надземного" и в Норме (Асмик Папян), которая на подмостках обычно предстает полубогиней. Адальджизу безукоризненно поет Вардуи Хачатрян, за дирижерским пультом - Карен Дургарян.
Судьба фильма поначалу оказалась медлительной, но жизнь, похоже, ему суждена долгая. Еще год назад его первый показ прошел на фестивале "Окно в Европу" в Выборге. В сентябре 2006 года картиной открылся фестиваль "Амурская осень" в Благовещенске. В октябре ее премьера состоится в зале на площади Треви в Риме - в рамках традиционной акции "Русское кино в Италии". И самое главное, в октябре одна из крупнейших мировых компаний аудиовидеозаписей Decca выпустит российскую картину на DVD c субтитрами на многих языках мира, включая китайский.
Прямая речь |
В канун московской премьеры мы спросили Бориса Айрапетяна о его новых планах.
Борис Айрапетян | Надеюсь снять игровую картину для большого экрана. Сценарий пишет Адабашьян, а главную роль сыграет Анна Нетребко.
Российская газета | Знаменитая сопрано?!
Айрапетян | Да. Она ведь очень хорошая актриса. По жанру это будет мелодрама, и Нетребко в ней выступит в роли молодой певицы, у которой еще все впереди. Но это - в будущем году. А в ближайшие месяцы начнется подготовительный период еще одного проекта - это фильм на современном материале, который я считаю для себя программным. Его рабочее название "В ожидании наследника", и мне в нем хочется разрушить тот психологический барьер, который все еще отделяет Россию от Европы. Герою приходится все продать, чтобы достойно похоронить своих родителей. Продать, например, семейную библиотеку. Но он понимает, что вместе со старыми книгами он продает даже отпечатки пальцев своего отца и даже деда, которые остались на их страницах. Ему кажется, что, если он разбогатеет, он сможет все это вернуть. Но жизнь говорит о другом: когда он разбогатеет, ему уже вообще ничего не захочется. Иными словами, я хочу на опыте одного человека показать духовные метания нашего общества после перестройки: утопические надежды - и суровая реальность, расплата за иллюзии. Сценарий написал я сам, и его даже хотел снимать Георгий Данелия, два месяца шли переговоры, но потом его планы изменились. Буду снимать сам. Сейчас идут поиски актера на главную роль.
РГ | Вы собираетесь вернуться к опыту постановки опер?
Айрапетян | В театре - да. Очень хочется поставить "Дона Карлоса" и "Симона Бокканегро" Верди, уже есть разработки. С "Доном Карлосом" возникла отличная команда, очень современная, и мы хотели занять в этой постановке звезд класса Гулегиной, Бурчуладзе, братьев Мартиросян - это, кстати, их идея.
РГ | А на базе какого театра?
Айрапетян | Мне кажется, если есть убедительная творческая идея и сценография, то остальное приложится. Кроме того, в планах - строительство собственной цифровой киностудии, которое займет три года. Сейчас идет работа над проектом, продолжаются поиски строительной площадки.