14.10. Официанты ресторана "Фиорд", который расположен по адресу: улица Королева, дом 4, корпус 4, услышали страшный грохот. Они выбежали на улицу и увидели невероятную картину: прямо перед рестораном центр стоянки, рассчитанной на 40 машин, в буквальном смысле ушел под землю. Из провала хлынула грязная желтая вода.
По стечению обстоятельств одной из первых на месте происшествия оказалась корреспондент "РГ".
Она тут же вызвала спасателей МЧС и дозвонилась руководителю независимого отряда "Дигерспас" Вадиму Михайлову.
Выяснилось, что под землю провалились две машины: джип "форд" и "мицубиси". Правда, последнюю милиционер и пришедшие ему на помощь добровольцы быстро вытащили. А вот от "форда" на поверхности остался лишь капот.
Вода между тем хлынула на улицу Королева. Тут же остановились трамваи и троллейбусы.
14.30. Первыми на место прибыли машина "Мосводоканала" и милиция ОВД "Останкино". Они попытались оцепить район провала, но к этому времени здесь собралось уже более двухсот зевак. Чтобы прорваться на место событий, люди подворачивали брючины, снимали обувь и босиком шлепали по воде.
Недалеко от провала проходит монорельсовая дорога метрополитена. Самые находчивые сообразили снять образовавшуюся бурную желтую реку сверху - из вагонов монорельса. Вскоре в обычно пустые вагоны хлынула толпа. Поезда специально двигались крайне медленно, порой даже останавливались. Перед дверями станции стояла километровая очередь из желающих посмотреть на затопленную улицу сверху.
Между тем по четырем опорам монорельсовой дороги хлестала вода. Несмотря на очевидную угрозу подмыва опор, движение остановлено не было.
15.00. Температура воды, которая хлещет из-под земли, + 4 градуса. Несмотря на это, на месте прорыва началось массовое купание. Парни и девушки бегали от сотрудников Мосводоканала, которые пытались выгнать их за оцепление. Но для многих купание стало вынужденным. Половина улицы Королева превратилась просто в один большой мутно-желтый бассейн. Ремонтники из "Мосводоканала" пытались проникнуть в залитые люки и закрыть задвижки на ощупь, пришлось даже нырять. Но у них ничего не выходило.
15.30. Наконец прибыла спецтехника, которая начала откачивать воду. Появились мощные "МАЗы", которые стали растаскивать и увозить на себе троллейбусы по направлению к троллейбусному парку N6. Вода рванула в сторону гостиницы "Космос" и проспекта Мира под дорожную развязку, которая находится в низине. Водители припаркованных на обочинах машин ведрами отчерпывали воду, чтобы убрать их из зоны бедствия.
16.00. В четырех жилых домах по улице Королева отключили воду. Жители вышли на улицу с документами, детьми и собаками и стали выяснять у ремонтников свою дальнейшую судьбу. Эвакуацию решили проводить только из здания 4, корпус 4.
Люди побежали покупать воду, несмотря на то что ее стали подвозить в специальных цистернах. Жительница близлежащего дома Наталья Шевцова рассказала "РГ", что несколько недель назад именно на этом месте проводились некие ремонтные работы.
16.10 Джип утонул с противным чавкающим звуком. Его как будто засосало. Теперь над водой не видно даже капота.
16.30. Воду, бьющую фонтаном из трубы, удалось перекрыть. Замначальника управления по СВАО ГУ МЧС по Москве Иван Потеруха пообещал, что через час она опять поступит в дома. Снегоуборочные машины стали ковшами убирать воду и ил с трамвайных путей.
17.30. Пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой отметил, что городские аварийные службы работали оперативно и слаженно. Он призвал не нагнетать ситуацию, заявив, что для огромного мегаполиса это рядовая ситуация.
18.15. Движение транспорта в районе ЧП восстановили в полном объеме. Перекрытым остался лишь участок проезжей части, где из-за прорыва трубы образовался котлован. На линию вновь вышли троллейбусы. В районе ЧП продолжали дежурить 6 машин аварийно-спасательной службы. Милицейское оцепление было снято.
Комментарий |
Как сообщил "РГ" первый заместитель мэра, руководитель комплекса городского хозяйства Петр Аксенов, авария была ликвидирована меньше чем за
три часа - к 17.00.
Причиной ее стала не выдержавшая испытания временем железобетонная труба водопровода диаметром 1000 миллиметров, проложенная еще в 1960-е годы. Как уже неоднократно показала практика, такие трубы никогда не отличались надежностью. Вполне возможно, считает Петр Аксенов, что способствовало ЧП и расположение сверху над водопроводом открытой стоянки для машин соседнего банка, что в принципе нежелательно для сооружений такого типа.
Аксенов отметил, что дежурным службам "Мосводоканала" потребовалось меньше трех часов на ликвидацию аварии. Они сначала отключили поврежденный водовод, а затем закольцевали его по другой ветке. Благодаря этому ни один из пользователей, присоединенных к данной нитке водопровода, ни на минуту не остался без воды. К 17.00 было восстановлено и движение городского транспорта. К 18.00 не пущенным оставался лишь трамвай, с рельсов которого продолжали откачивать воду.
С руководителем Московского метрополитена Дмитрием Гаевым корреспонденты "РГ" связались по телефону прямо на месте происшествия.
Он сообщил, что монорельсовую дорогу было решено отключить с 16.45 до 17.30. После этого, когда транспортники убедились, что вода уже ушла и транспортной системе ничто не угрожает, движение вновь было запущено.
Вместе с тем Гаев подчеркнул, что лично он убежден, что монорельсовой дороге ничто и не угрожало, но власти решили, что предосторожность в таких случаях лишней не бывает.
Казалось бы, сам по себе случай для мегаполиса достаточно рядовой. Если бы не слишком частые случаи провалов. В частности, лишь за последние две недели подобное случилось уже трижды. Начало же серии, как известно, положила нашумевшая авария на дублере Ленинградского проспекта, когда под землю ушел целый "КамАЗ". Хотя созданная комиссия под руководством первого заместителя руководителя стройкомплекса Москвы Александра Косована еще не обнародовала результатов своей работы, официальные лица не раз сообщали, что в той аварии виноваты строители, как и еще в 206 провалах и повреждениях коммуникаций, случившихся в столице с начала текущего года.
На сей раз строители оказались ни при чем. Подвела городская инфраструктура. Она действительно нуждается в серьезной модернизации - по меньшей мере 40 процентов водопроводных и канализационных труб нуждаются в перекладке.
Зная об этом и понимая, насколько это важная для города проблема, мэр Москвы Юрий Лужков минувшей весной принял решение перекладывать в каждый очередной сезон подготовки к зиме не менее 1,5 процента труб, или 10 тысяч метров водопроводных и 7 тысяч - канализационных. Это ровно в два раза больше, чем заменялось их прежде.
Как сообщил корреспонденту "РГ" заместитель руководителя "Мосводоканала" Анатолий Пахомов, минувшим летом поставленная мэром задача полностью выполнена. И если дело так пойдет и дальше, то уже в ближайшие годы все сети - и водопроводные, и канализационные - город будет обновлять до того, как они выработают свой ресурс.
Что еще может провалиться в Москве
1. Станции метро "Сокол" и "Аэропорт" - районы с потенциально опасными карстовыми провалами. У большинства новостроек - усиленный фундамент. Он и вызывает проблемы с подземными изношенными водоводами.
2. На Сухаревской площади происходит замена малоэтажных зданий позапрошлого века на многоэтажные комплексы. Их мощные фундаменты перенаправляют естественные потоки грунтовых вод, которые вымывают карстовые пустоты под старыми застройками.
3. На площади Белорусского вокзала идет подземное строительство развязки и торгового центра. Это разрушает начало Ленинградского проспекта, в частности, тоннель-переход и арки Тверского путепроводного моста.
4. На улице Мясницкая провалы в грунте могут произойти из-за реконструкций ветхого жилого фонда.
5. Во дворах Лубянки причины возможных ЧП - подземные паркинги и реконструкция зданий с заменой их несущих фундаментов.
6. В Солянском проезде проявляет активность подземная река Солянка. Под улицей идут активные карстовые процессы.
7. У гостиницы "Метрополь" опасность возникает из-за отвода воды из-под Манежной площади.
8. На Старом и Новом Арбате карстовые пустоты образовались из-за ухода воды. Причина - массовое подземное и наземное строительство.