Совместный с Международным "Горбачев-Фондом" проект назывался "Эпоха Шостаковича" и должен стать стимулом к разгадке великого гения, к осмыслению исторических параллелей и человеческих судеб в переломные эпохи. В программе звучала музыка Шостаковича (знаменитая Седьмая "Ленинградская" симфония) и Чайковского - в его Первом фортепианном концерте солировал Гаврилов. Михаил Горбачев обратился к аудитории со вступительным словом, а чуть раньше у него состоялись лекция в Уральском университете и встреча со студентами вузов Екатеринбурга.
Имена Гаврилова и Горбачева неслучайно оказались рядом. Еще в 1985 году "невыездной" тогда музыкант, сенсация Международного конкурса имени Чайковского, молодой коллега и друг Святослава Рихтера, благодаря поддержке президента стал первым артистом, уехавшим из СССР без клейма политического беженца. Затем в его биографии были выступления в крупнейших залах мира, неожиданный уход со сцены на несколько лет и возвращение к активной концертной жизни. Теперь Гаврилов нередкий гость в Екатеринбурге, и год назад вместе с коллегами он придумал этот проект.
Российская газета | Почему вместе с Шостаковичем в этот вечер звучит и Чайковский?
Андрей Гаврилов | Это два самых великих русских симфониста. Они очень разные, но в них так много общего, что, не будь Чайковского, не состоялся бы Шостакович. Это люди, которые с раннего детства ощутили свою избранность, но и одновременно невероятную физическую хрупкость. Чайковский боялся столкновений с реальностью, Дмитрий Дмитриевич тоже ощущал свое одиночество. Их роднят осознание своего космического гения, отношение к жизни: оба были интроверты. И хотя жили в разных политических системах, оба сталкивались с рядом проблем, абсолютно идентичных. Оба были великие страдальцы, не принимаемые обществом. Шостакович был вознесен дешевой пропагандой как борец с тоталитаризмом, с советским режимом. На самом деле ему была чужда любая тоталитарная система. У него была прямая связь с космосом, со всеми человеческими сердцами, а такие люди никуда не вписываются, они выше любой системы, будь то советская тоталитарная система или добродушная либерально-буржуазная среда. Такие люди в любом времени одиноки и не поняты - они слишком велики и всегда противостоят среде и времени, в котором живут. Вот почему Шостакович и Чайковский сегодня вместе - они как два музыкальных родственника.
РГ | Давно ли вы общаетесь с Михаилом Горбачевым?
Гаврилов | Он сыграл огромную роль в моей судьбе, но тесно общаться мы начали не так давно. Помню, сыграл ему "Наваждение" Прокофьева, а он сказал: "Это гимн перестройки". Я знаю, что к Горбачеву у нас отношение противоречивое: многое из того, что он сделал, не понято, не оценено или искажено массовым сознанием, но думаю, что придет время, когда все дурное улетучится и останется только главное. Перед ним стояли задачи, которые один человек решить не в состоянии. Но он открыл двери в будущее для России и всей планеты. Популярность его во всем мире колоссальна. Когда появилась мысль об этом проекте, мне захотелось, чтобы в знаменательный день мы приветствовали не только великих ушедших, но и великих живых...
Один день пребывания Михаила Горбачева в Екатеринбурге был обставлен со всеми подробностями протокола, включая встречу с губернатором. Ведь в свое время именно благодаря его решению со столицы Урала, именуемой тогда Свердловском, был снят статус "закрытого города". Рухнувший "железный занавес" позволил Екатеринбургу занять видное место на карте мира практически во всех сферах. Ну а в личном общении Горбачев оказался невероятно обаятельным и живым собеседником, и разговор с ним шел на темы, далекие от политики.
РГ | Как часто вы участвуете в таких социокультурных проектах?
Михаил Горбачев | Очень часто. Наш фонд постоянно проводит разные акции, многих поддерживает, в основном организационно, но кое-что и финансирует. Например, детские коллективы, какие-то спектакли...
РГ | А на филармонической сцене перед оркестром вам уже приходилось выступать?
Горбачев | Во всяких ситуациях приходилось бывать. Вот недавно мы с Андреем Гавриловым проводили сбор в пользу строительства Центра по борьбе с детским лейкозом в Петербурге. Собрали 2 миллиона. Это все входит в деятельность нашего фонда. Так вот там я выходил на сцену со всей семьей, ведь Центр носит имя Раисы Максимовны.
РГ | А как в вашей семье относились к классической музыке, вообще к искусству?
Горбачев | Да мы все и театралы, и киношники, и музыку очень любим. Мое вхождение в мир большой музыки состоялось еще в университетские годы: помню, это был Большой театр, где-то на шестом ярусе, с пометкой "неудобные места". Шла опера "Галька" Монюшко, такая народная, певучая, хоровая. Теперь, когда уже я что-то соображаю, понимаю, что неплохая, а тогда я еле выдержал. А еще балет: зрелище, музыка... мы с Раисой Максимовной большие любители балета. Первым был "Дон Кихот", я его потом десятки раз смотрел.
РГ | У вас есть любимые артисты?
Горбачев | Сегодня это Женя Миронов, мне он очень нравится, умница. Он не играет, а живет, поэтому всегда так убедителен. И Чулпан Хаматова - просто обнаженный нерв. С музыкантами я в большой дружбе: с Валерием Гергиевым, это один из самых выдающихся дирижеров. Из пианистов - Миша Плетнев и Андрей Гаврилов. Это не просто исполнители, а настоящие интерпретаторы, и их не троньте! А вообще каждому возрасту, каждому поколению соответствует своя музыка. Но есть то, что всех объединяет, - музыка, отобранная временем. В последние годы я практически каждый день что-то слушаю, и это огромное удовольствие. Сейчас под влиянием Андрея очень увлечен Рахманиновым, это уже у меня конкурент Чайковскому.
РГ | В чем секрет вашей активности и работоспособности?
Горбачев | Для этого многое нужно, кроме зарядки по утрам, которую я делаю ежедневно минут сорок. Должны быть гены, и я благодарен своим родителям-крестьянам. Второе - если ты любишь и веришь. Веришь в себя и в дело, которому служишь. И если ты счастлив в семье, это тоже сохраняет силы! Мы с Раисой Максимовной были счастливы, и, кстати, именно сегодня день нашей свадьбы, мы зарегистрировались в 1953 году. А я вот здесь, с вами...