Экспоцентр: развиваем смотры, посвященные росту благосостояния россиян

Российская газета | Владислав Леонидович, большая часть вашей трудовой жизни связана с внешнеэкономической деятельностью. И сейчас направляете работу крупнейшей выставочной организации нашей страны. Как, с вашей профессиональной точки зрения, идет развитие российской выставочной отрасли, отвечает ли она запросам и задачам сегодняшнего дня?

Владислав Малькевич | Выставочно-ярмарочная деятельность в России сейчас на подъеме. Экспозиционные площади, число участников и посетителей - ежегодно увеличиваются на 15 процентов.

Высокие темпы роста вполне соответствуют той роли, которую играет выставочный бизнес в развитии российской экономики, продвижении российских товаров на мировые рынки при одновременном расширении международной кооперации. Вместе с тем заметно отставание России от таких "выставочных держав", как Германия или Италия, где даже в небольших городах есть современные выставочные комплексы, как правило, созданные при активном участии региональных и муниципальных властей. Привлечение иностранных инвестиций и передовых технологий через выставки особенно важно для Российской Федерации в условиях глобализации мирохозяйственных связей и в преддверии вступления страны в ВТО.

Сейчас в России резко выросло число выставок - почти две с половиной тысячи в год. Однако далеко не все соответствуют международным стандартам. Имидж страны в выставочном деле поддерживают прежде всего организаторы известных и авторитетных международных смотров.

Для выставок есть свои "знаки качества" Это знак UFI - Всемирной ассоциации выставочной индустрии. В России только сорок пять выставок прошли высшую международную оценку, из них шестнадцать - выставки Экспоцентра. Девятнадцати нашим выставкам присвоен знак Российского союза выставок и ярмарок. Большинство из них - это крупнейшие тематические смотры не только в России и СНГ, но и в Восточной Европе.

Сейчас организаторам авторитетных международных выставок приходится сталкиваться с новыми проблемами. Бурный подъем выставочной активности порождает и недобросовестную конкуренцию, когда новые игроки на выставочном рынке, стремясь захватить те или иные его сегменты, применяют методы копирования популярных выставочных брендов, да еще и проводят "выставки-копии" в те же сроки или с небольшим разрывом с известной выставкой. В странах с выставочными традициями такая практика исключена, ведь она наносит вред не только отрасли, но и тем секторам бизнеса и экономики, которые начинают "разрываться" для участия в схожих одновременных выставках.

Экспоцентр в этом плане последовательно придерживается позиции социально ответственного и честного бизнеса. Думаю, все организаторы выставочных мероприятий обязаны следовать международной системе критериев и стандартов, учитывать запросы и мнение отраслевого бизнеса, ТПП России, профессиональных союзов и объединений.

Экспоцентр в выставочной программе нынешнего сезона, осень 2006 - весна 2007, сделал акцент на двух важнейших для России темах: реализации национальных проектов и развитии инновационной экономики.

Национальные проекты, так или иначе, присутствуют во всех наших выставочных мероприятиях. Столь масштабные программы не могут осуществляться в отрыве от всего комплекса социальных и экономических задач государства, а выставки дают уникальную возможность собрать в одном месте специалистов и профессионалов нужного профиля, представителей властных структур, деловых кругов и общественности, консолидировать их усилия. Оценить представленные в экспозициях новейшие достижения, современные технологии, изделия и оборудование с точки зрения их возможного использования в реализации национальных проектов.

Так, в декабре этого года выставка "Здравоохранение", которая действует уже более 30 лет, впервые пройдет в рамках Российской недели здравоохранения. Это не просто смена названия, это совершенно другой подход к проведению крупномасштабного мероприятия, который придает ему новый общегосударственный формат. На стендах учреждений, организаций и предприятий, участвующих в национальном проекте "Здоровье", будут представлены последние разработки в области медицинской техники, оборудования и лекарственных препаратов.

Значительно расширена деловая программа выставки. В рамках Российской недели здравоохранения на многочисленных семинарах, брифингах и конференциях выставки представители министерств и ведомств, Российской академии медицинских наук и широкой медицинской общественности подведут итоги того, что уже сделано в первый год осуществления проекта "Здоровье", обозначат ориентиры на будущий год.

Обновляется и выставка "Детское питание", ориентированная в первую очередь на здоровый рацион для детей.

В свете реализации образовательного национального проекта будет полезна и интересна выставка "Мир детства", традиционно проходящая в конце октября. Особое место в экспозиции отводится дошкольному образованию, в том числе развитию творческих способностей детей, начиная с самого раннего возраста. Воспитатели, учителя, работники системы просвещения смогут многое почерпнуть для совершенствования образовательных программ, внедрения инновационных методов обучения. Это важно, поскольку перед Россией стоит задача формирования инновационной экономики, требующей системной подготовки высококвалифицированных кадров.

То, что инновации все шире используются в российской промышленности, мы воочию убедились на машинотехнических выставках Экспоцентра этого года. Крупнейшие отраслевые смотры "Металлообработка-2006", "Электро-2006", "Нефтегаз-2006" показали значительный количественный и качественный рост. Так, например, выставка "Металлообработка" выросла по сравнению с прошлым смотром на 20 процентов по количеству участников и более, чем на треть по выставочным площадям. Потребностями инновационного развития обосновано и расширение экспозиции традиционных смотров - "Высокие технологии XXI века" и "Связь-Экспокомм", а также введение в весеннюю выставочную программу будущего года нового инновационного продукта - международной выставки "Технофорум".

РГ | Есть ли выставки, которым вы уделяете особое внимание?

Малькевич | Любая организуемая нами выставка готовится самым тщательным образом с прицелом на перспективу, с учетом запросов участников, специалистов, потенциальных клиентов и широкой аудитории посетителей. Мы постоянно ищем новые современные формы экспонирования, совершенствуем и насыщаем деловую и познавательную программу смотров. Нашими сотрудниками накоплен колоссальный опыт такой работы. Ведь Экспоцентру уже почти полвека, и он по-прежнему выступает локомотивом выставочной отрасли России.

Приоритеты, безусловно, есть. И они продиктованы не только рыночными законами и коммерческой выгодой, а и государственной ответственностью за дело, которым мы занимаемся. Помимо крупнейших машинотехнических и инновационных выставок - гордости Экспоцентра, мы развиваем смотры, посвященные росту благосостояния россиян.

Например, международная экспозиция "Мебель-2006", которая откроется в ноябре этого года и займет 48 тысяч квадратных метров. Под это грандиозное мероприятие будут отданы не только все павильоны Экспоцентра, но также столичный Манеж, где второй год подряд разместится салон элитной мебели. В прошлом году на этих площадках свою продукцию демонстрировали около двух с половиной тысяч фирм из 55 стран мира, производящих мебель, фурнитуру, отделочные материалы, декоративные предметы интерьера. Этой осенью состав участников и ассортимент экспонатов будет еще более представительным и разнообразным.

В условиях, когда жилищное строительство становится одной из основных программ развития нашего общества, спрос на качественную мебель растет стремительно. Ее производство приобретает особый, социальный смысл. По самым скромным подсчетам специалистов мебельной отрасли, только для обустройства новых квартир к 2010 году потребуется добротной мебели на сумму 120 миллиардов рублей. И это без учета той, которая необходима для действующего жилищного фонда, то есть для замены изношенной и морально устаревшей. Исходя из этих оценок, потребность в мебели ежегодно будет расти на 8-8,5 миллиарда рублей.

В этих условиях ежегодные выставки "Мебель" дают импульс для развития отечественной мебельной промышленности, расширения связей и кооперации с иностранными производителями, и в конечном итоге работают на повышение качества жизни нашего народа.

К слову, спрос на участие в осенних выставках "Мебель" со стороны как иностранных, так и российских мебельщиков настолько велик, что в марте этого года Экспоцентр запустил новый международный проект - "Весенний салон мебели на Красной Пресне".

Большой интерес у профессионалов и широкой публики, безусловно, вызовет и подготовленный Экспоцентром ноябрьский ежегодный форум "Реклама". Он станет ключевым мероприятием в рамках Недели российской рекламы, включающей также Международный фестиваль рекламы, что позволяет охватить всю рекламную отрасль.

Отраслевой подход Экспоцентра к организации выставочного дела приносит хорошие результаты - число экспонентов полного годового цикла наших выставок уже вплотную приблизилось к 30 тысячам, а общее же количество российских участников за последние пять лет выросло на 73 процента, превысив 15 тысяч экспонентов в год. Сегодня для многих отечественных компаний наличие стендов на крупнейших отраслевых выставках, проходящих в Экспоцентре, стало обязательным условием оценки уровня корпоративного управления, подготовки к сертификации на соответствие международным стандартам качества, к выходу на фондовый рынок.

Именно рост нашей экономики привлекает на выставки и ведущие мировые бренды. Правительства, торгово-промышленные палаты и бизнес-ассоциации зарубежных стран ежегодно формируют более 90 национальных экспозиций для участия в смотрах на Красной Пресне.

РГ | Известно, что год назад по инициативе Экспоцентра 72-й Конгресс UFI впервые за 80-летнюю историю этой ассоциации прошел в России. Какие дальнейшие шаги планирует и предпринимает Экспоцентр по развитию выставочных контактов?

Малькевич | Конгресс UFI прежде всего продемонстрировал огромный интерес крупнейших мировых выставочных организаций к сотрудничеству с российскими коллегами. Практика проведения конгрессов UFI показывает, что они не только содействуют развитию выставок, распространению мировых стандартов качества, но и существенно меняют отношения правительства и местных властей к экспобизнесу. В результате выставки становятся важнейшим элементом деловой инфраструктуры и эффективной формой развития национальной экономики.

Такое видение, безусловно, есть у федерального правительства и в Торгово-промышленной палате России. Понимание необходимости развития материально-технической базы для выставочной деятельности и соответствующей городской инфраструктуры демонстрируют мэр и правительство Москвы. Рядом с Экспоцентром строится уникальный бизнес комплекс - Москва-Сити, открыта новая линия метро.

Тем не менее в целом по России остается еще много проблем в сфере материально-технического и нормативно-законодательного обеспечения выставочной деятельности. Прежде всего это связано с тем, что региональные власти, как правило, не осознают в полной мере, какую огромную отдачу могут давать выставки для местных бюджетов, для загрузки и развития транспортных систем, гостиничных комплексов, предприятий питания, сферы услуг и т.д.

Показателен пример Германии, где на каждый евро, потраченный экспонентом на закупку выставочной площади, приходится шесть евро, расходуемых на сопутствующие услуги. Только в Дюссельдорфе сфера косвенных услуг, связанных с выставочным бизнесом и включающая в себя гостиницы, рестораны, транспортное обслуживание и многое другое, обеспечивает порядка двадцати тысяч рабочих мест, а ее годовой оборот доходит до миллиарда евро в год.

Вопросам развития материальной базы выставочной отрасли в масштабах всей страны, в том числе будет посвящена 2-я Всероссийская конференция "Роль выставочно-ярмарочной деятельности в развитии экономики России", на которой с основным докладом и анализом ситуации в отрасли выступит президент ТПП РФ Е.М. Примаков. В подготовке этой конференции Экспоцентр принимает самое активное участие.

Станет важным событием для всей выставочной отрасли страны и международный выставочный форум "5pEXPO", с участием самых известных мировых выставочных компаний, который Экспоцентр планирует провести в июне будущего года. Мы ждем специалистов из тысяч организаций и фирм, являющихся потенциальными потребителями выставочных услуг в России и за рубежом.

РГ | Аббревиатура EXPO понятна, что значит 5p в названии форума мировой выставочной индустрии и каковы его цели?

Малькевич | 5p - это place, product, price, promotion, partnership, т.е. выставочные площадки, сами выставки и сопутствующие услуги, оптимальные цены на выставочные продукты, продвижение выставочных брендов и, наконец, деловое партнерство - все, что нужно для участников рынка, желающих успешно представлять свои товары и услуги на выставках.

Форум позволит расширить контакты российских выставочников с зарубежными коллегами. Представители отечественного бизнеса получат уникальную возможность увидеть все многообразие выставочных проектов из разных стран, познакомиться с самыми современными технологиями подготовки и организации работы экспозиций.

Форум в значительной степени ориентирован на российские фирмы из регионов, которые смогут на выставочной площадке Экспоцентра узнать возможности ведущих выставочных центров России и мира, определить для себя оптимальную стратегию участия в выставках. В конечном счетефорум нацелен на дальнейшее развитие российской экономики и ее активную и успешную интеграцию в мировую экономику.