Присвоить президенту фестиваля Виктору Мережко звание почетного гражданина города-курорта Анапы со всеми вытекающими отсюда последствиями. В знак официального признания его заслуг перед городом - раз, в развитии национальных кинематографий - два, в деле государственной важности - три.
И отказаться от такого предложения было сложно. Ведь пятнадцатилетний юбилей Открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии совпал с датой пятнадцатилетия распада СССР, и все эти годы учредители "Киношока" - актриса Ирина Шевчук и сценарист и режиссер Виктор Мережко, невзирая на общие политические тенденции и мировые национальные конфликты, на деле, а не на словах выполняли задачу по сохранению единого культурного пространства. Хотя бы в рамках одного города-курорта, в который съезжаются люди со всей России, уже специально теперь подгадывая время своих отпусков под сроки проведения "Киношока".
А когда семнадцать лет назад фестиваль затевался, задумка была сверхоригинальная. Даже пресс-конференции старались проводить в необычных местах: то в бассейне, то в сумасшедшем доме... Но через два года, "наигравшись" в экстремальный креатив и отказавшись от идеи шока на фестивале как такового, оставили мелкими буквами удачное и запоминающее название, избрали себе принципиально иную нишу. Как Дон Кихоты, сражаясь с ветряными мельницами и пытаясь открывать миру молодых талантливых режиссеров, сценаристов, продюсеров и актеров не только из России, но и из стран СНГ и Балтии, и выдавая им путевки в большую кинематографическую жизнь.
Что из этого вышло спустя семнадцать лет? Аншлаги - что на утренних десятичасовых просмотрах, что на ночных пресс-конференциях и обсуждениях, по драматичности и распределению ролей не уступающих самым захватывающим фильмам. Признания лауреатов "Киношока" - дебютантов, что отныне и вовеки они будут считать день закрытия фестиваля своим вторым днем рождения. И тысячи людей на площадях и набережных Анапы, ежедневно перед сеансами собирающихся для общения с гостями "Киношока". Ведь пункт обязательной программы фестиваля (увы, отмирающий жанр в столице) - встречи со зрителями и поездки в небольшие поселки Краснодарского края, где к приезду артистов готовятся, как к собственной свадьбе. Когда один молодой актер, узнаваемый по сериалам, заупрямился, мол, не пойду я к народу, в чувство его привел аргумент: "Ты для чего стал артистом? Чтобы тебя любили и узнавали люди. Так будь добр, выйди к ним и скажи хотя бы два слова". И эффект оказался потрясающим: попав на свою, по сути первую встречу со зрителями, он потом признался, что таких положительных эмоций давно уже нигде не получал.
Вообще на этот фестиваль многие едут за хорошим настроением. Ведь на нем умеют создавать действительно праздничную атмосферу, без фанатизма, истеричности и ложного пафоса собирая, показывая и открывая новые средства выражения в кино. Сюда не приглашают "свадебных генералов", но "Киношок" является, похоже, единственным в России светским фестивалем, на котором работает священник. И работает - самое правильное определение пребывания настоятеля новосибирского собора св. князя Александра Невского протоиерея Александра Новопашина на фестивале стран СНГ и Балтии, который все дни проводил в беседах с актерами.
Здесь погоду делают не звезды однодневных сериалов, а актеры другого ранга - Людмила Зайцева, Владимир Зельдин, Иван Бортник, Ивар Калныньш (председатель международного совета фестиваля), et cetera. Здесь даже спонсоры снимают кино - представитель Авиационных линий Кубани, по совместительству - генеральный директор ЗАО "4FILМ" Олег Букалов вне конкурса показал на "Киношоке" фильм "Обратный отсчет", тут же получив приглашение приехать с ним на фестиваль в Беларусь.
На чем на "Киношоке" лежит табу, так это на лоббировании интересов своих друзей и оказании давления на жюри: во-первых, здесь это не принято, а во-вторых, бесполезно: попробуйте продиктовать свою волю, например, режиссеру Анатолию Васильеву, президенту Гильдии продюсеров России Владимиру Досталю, директору Музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирине Антоновой, писателю Андрею Битову или членам международного жюри - руководителям кинофестивалей из Франции, Греции, Португалии, Швеции и Италии... Игра по- честному - главная заповедь "Киношока". Когда представитель из Эстонии, получивший главный приз фестиваля - ювелирную "Золотую лозу", позвонил продюсеру фильма "Сыт по горло!" Артуру Талвику и сообщил, что главный приз взят, тот долго отказывался верить, повторяя в трубку мобильного: "Да ты шутишь!", настолько неожиданным даже для создателей фильма оказалось решение жюри.
Да какие уж тут шутки, когда все знаменитости приезжают сюда не как на ярмарку тщеславия, показ мод или выгодную пиар-акцию, а как на большой домашний праздник, главные гости на котором - зрители. Ведь здесь считают не караты бриллиантов, а децибелы аплодисментов, которыми награждают как прославленных мастеров, так и успешных дебютантов. А те, первые, не соревнуются в звездности, а помогают своим коллегам. Потому что демократия на фестивале - не художественный миф. VIP-залы на нем категорически не прижились - отдельно, по киношоковской традиции "столовались" только члены жюри, и то исключительно в целях соблюдения тайны голосования. Но кого бы они ни называли победителями на вручении призов, главным итогом "Киношока" всегда считают переполненные залы на показах и тысячи людей на площадях. И, конечно же, влюбленных в фестиваль кинематографистов, неизменно в сентябре откладывающих свои дела, прилетающих в Анапу и будто сговорившись в самых восторженных красках отмечающих удивительную атмосферу "Киношока".