В рамках Хельсинкской конвенции по защите морской среды Балтийского моря от загрязнения еще в 1996 году было принято решение о разработке проекта реконструкции системы водоснабжения и водоочистки Калининграда. Технико-экономическое обоснование проекта было подготовлено в 1999 году, сроком окончания всех работ в рамках проекта был определен 2003 год. Общий объем финансирования работ по проекту составлял 56,8 миллиона долларов, из которых 18 миллионов - заемные средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Северного инвестиционного банка "Нордик", остальная сумма - безвозмездные гранты северных стран.
Что конкретно должен был получить город от реализации этого проекта? Предполагалось, что при экономии городской казны будет отремонтирована вся система водоснабжения и канализации. Вследствие перехода к водозабору из подземных источников значительно улучшится качество подаваемой горожанам воды, и дефицит будет полностью покрыт. Прекратится и загрязнение неочищенными канализационными стоками Приморской бухты, Калининградского и Вислинского заливов, реки Преголи, и, соответственно, Балтийского моря.
С момента подписания соглашения строительство так и не началось, а уже из заемных средств утекло около семи миллионов долларов - за консультации западных экспертов, в качестве комиссии за резервирование средств на банковских счетах, платы за обслуживание.
В июне - августе аудиторы Счетной палаты РФ провели плановую проверку использования кредитных средств. Проверяли комплексно: изучали деятельность МУП "Водоканал", Минфина России, администрации области и мэрии Калининграда по реализации проекта. Результаты проверки были оглашены на заседании коллегии Счетной палаты под председательством Сергея Степашина. В акте однозначно заявлено, что использование заемных средств осуществлялось неудовлетворительно. Из средств займа ЕБРР использовано только 17 процентов от общей суммы, а средства "Нордик" вообще не использовались. При этом Минфин России, администрация области и мэрия города "не обеспечили должный контроль за эффективным и своевременным использованием заемных средств".
На брифинге, который провели вице-мэр Юрий Беденко и директор МУП "Водоканал" Сергей Крапивин, чиновники объяснились по поводу выводов Счетной палаты, сразу заявив: "Мы сами просили Счетную палату перепроверить ситуацию с кредитом". И результатами этой проверки, по словам Юрия Беденко, довольны: аудиторы подвердили тот факт, что выбранная по условиям кредитного соглашения управляющая компания из Швеции "не справилась с обязанностями по управлению проектом". Оказывается, шведские эксперты постоянно задерживали предоставление проектно-сметной документации, срывая запланированные сроки. Но исправно представляли "Водоканалу" счета за свои консультации.
Стоимость реализации жизненно важного для города "водного" проекта за эти семь лет выросла вдвое - с 56,8 до 123 миллионов долларов
Не торопились и наши федеральные органы: сроки согласования документов в различных министерствах и ведомствах были, по утверждению Беденко, значительно растянуты, так что в результате кредитное соглашение вступило в силу с опозданием на 2 года и 8 месяцев. Да что там "были"! До сих пор "на рассмотрении" в Росприроднадзоре находится проектно-сметная документация на строительство городского коллектора и очистных сооружений - вот уже десять месяцев.
Но если со шведской управляющей компанией можно "развестись", чем сейчас и занимаются мэрия и "Водоканал", то портить отношения с федералами калининградцам не с руки. Ведь за эти семь лет стоимость реализации жизненно важного для города проекта выросла с 56,8 до 123 миллионов долларов: по расчетам проектных институтов в Калининграде и Санкт-Петербурге, столь значительно увеличилась стоимость необходимого импортного оборудования. "Разницу" калининградские чиновники надеются найти в федеральной казне.
- После того, как проектная документация будет у нас, Счетная палата обещала выйти с предложением в Минфин, чтобы недостающая сумма была изыскана в федеральном бюджете, - сообщил Юрий Беденко. Сергей Крапивин добавил:
- Мы рассчитываем, что результаты проверки Счетной палаты дадут дополнительный импульс работам, и в кратчайшие сроки проект реконструкции водоснабжения удастся реализовать.
"Кратчайшие сроки" - это, по информации директора "Водоканала", 2,5 года с момента начала монтажно-строительных работ. Но как скоро в Калининграде, наконец, удастся приступить к строительству канализационных очистных сооружений и главной насосной станции, достройке коллектора и реконструкции Восточной и Московской водопроводных станций, устроители брифинга даже не предполагают. Это зависит от доброй воли федеральных чиновников.