Московские планы БСО в нынешнем сезоне обширны и охватывают все крупные столичные залы. Ценителям проверенной временем классики оркестр предлагает цикл "Из золотой коллекции", общедоступный абонемент "Концерты для всех" предназначен для пенсионеров и тех, кто не может позволить себе дорогие билеты. Две монографические серии - "В воскресенье после полудня. Играем Чайковского" и "Любите ли вы Брамса" - отданы инструментальной музыке композиторов-романтиков.
Наконец, для любителей не только слушать, но и обсуждать услышанное Владимир Федосеев придумал совершенно новую и никем до сей поры не опробованную музыкальную историю - дискуссионный клуб "Pro et Contra. Поговорим о музыке". "После концертов, которые будут проходить в 5-й студии ГТРК "Культура", мы дадим возможность высказаться всем, кто этого захочет, может быть, даже поспорим", - пояснил свой замысел маэстро.
Если ко всему перечисленному добавить отдельные проекты, в том числе осуществляемые совместно с филармонией (один из них - опера Римского-Корсакова "Царская невеста", в которой Владимир Федосеев впервые в России предстанет в амплуа дирижера оперного спектакля), то становится очевидным: этот сезон мог начаться только с чего-то действительно грандиозного.
Программу первого отделения концерта в Доме музыки составили Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (солистка - Нина Котова) и небольшая сюита из балета "Щелкунчик" Чайковского. Центральным сочинением вечера стала величественная оратория Сергея Прокофьева "Иван Грозный" в редакции Владимира Федосеева, исполненная оркестром, Московским государственным академическим камерным хором Владимира Минина и артистом Алексеем Петренко.
Музыкальные фрагменты из фильма Сергея Эйзенштейна, собранные и названные ораторией уже после смерти композитора (Прокофьев наотрез отказался создать вокально-симфоническую сюиту, за него это сделал дирижер Абрам Стасевич), Владимир Федосеев объединил стройной и выверенной до мелочей музыкальной драматургией, выведя на первый план партию чтеца. Если бы в музыкальной практике бытовал жанр "концерта для драматического актера с оркестром", в котором партия солиста вписывается в партитуру и является неотъемлемой частью сложного целого, то в исполнении подобных опусов тандем Петренко-БСО стал бы эталоном, примером высшего мастерства. В "Иване Грозном" на долю народного артиста достались все роли (царь, Юродивый и др.), "закадровый" текст, а также собственно музыкальный материал (Петренко сам пел "Песню про бобра" и "Песню Федора Басманова с опричниками", демонстрируя завидную музыкальность и умение работать в паре с дирижером).
Владимиру Федосееву удалось сделать невероятное: музыка не стала фоном для драматического моноспектакля, в ней не потерялась, не прошла мимо слушателя ни одна фраза, ни одна нота прокофьевского шедевра. Работа над ораторией самому маэстро и его музыкантам доставляла настоящее удовольствие. Это было особенно заметно после дежурного и совсем не пришедшегося в этот вечер ко двору исполнения Вариаций на тему рококо и номеров из балета. "Иван Грозный" в нагрузке не нуждался.