Эксперты называют несколько причин замедления Россией темпов прироста добычи нефти. Среди них - не только высокий уровень налогообложения и невозможность расти прежними темпами с более высоких уровней производства. Аналитики отмечают и другой существенный фактор, оказывающий крайне негативное влияние на добычу нефти. Проблема эта широкой общественности неизвестна, но существует в масштабах всей страны и затрагивает, без преувеличения, все нефтяные компании - как частные, так и государственные.
Дело в том, что добыча углеводородов регулируется лицензионными соглашениями, которые определяют границы, сроки и объемы добычи. Для специалистов не секрет, что последние носят, по существу, прогнозный характер. Даже при нынешнем уровне развития геологической науки точно определить запасы того или иного месторождения и соответственно допустимые объемы и темпы добычи полезных ископаемых невозможно. А ведь многие лицензии выдавались еще в прошлом веке - и 5, и 10 лет тому назад!
Предприятие - владелец лицензии проводит изучение месторождений для точного и наиболее полного анализа запасов, что позволяет повышать эффективность производства, увеличивать уровень добычи, исключая негативные экологические последствия. В результате доразведки и грамотного проведения геолого-технических мероприятий добыча может возрасти в несколько раз без ущерба для месторождения и его запасов. А такое превышение объема добычи увеличивает поступление налогов в бюджеты всех уровней, ведь вся добытая надлежащим образом нефть отражается в государственной отчетности, и с нее платятся все налоги, создаются и новые рабочие места.
Россия, один из крупнейших в мире производителей нефти, безусловно заинтересована в увеличении ее добычи, тем более что цены на мировом рынке хоть и снизились в последние месяцы, но все же продолжают оставаться на очень высоком уровне - около 60 долларов за баррель. Казалось бы, рыночная конъюнктура, возросшая эффективность работы отечественных нефтяных компаний создают все предпосылки для стимулирования роста производства "черного золота". Но процесс этот тормозится отсутствием на законодательном уровне механизма внесения изменений или дополнений в лицензии. И именно отсутствие этого механизма позволяет предъявлять нефтяникам претензии в формальном нарушении закона.
Пробел в законодательстве возник в результате недавней административной реформы, когда полномочия по внесению изменений в лицензионные соглашения просто забыли закрепить за каким-либо правительственным ведомством. Поскольку нефть по-прежнему остается одним из главных источников дохода для бюджетов всех уровней, неудивительно, что складывающуюся ситуацию понимают в руководстве страны. Сейчас ведется активная работа по согласованию процедуры заключения и внесения изменений в лицензионные соглашения. Но пока процесс этот не закончен, правоохранительные органы тем временем наводят масштабный "порядок на местах".
Случайно или нет, но в последние годы вдруг обострилось внимание к нефтяной отрасли. Речь идет не о борьбе с незаконными врезками в трубопроводы и не с "паленым" бензином. Уголовные дела возбуждаются из-за превышения нефтяниками норм добычи, что трактуется силовиками как уголовно наказуемое деяние, а именно - "незаконное предпринимательство" (ст. 171 Уголовного кодекса РФ). Число таких уголовных дел неуклонно растет, и с учетом распространенности упомянутых выше фактов этот процесс может приобрести повальный характер.
Между тем представители юридической науки пребывают в недоумении, на каких правовых основаниях работу нефтяников приравняли к "незаконному предпринимательству". По их мнению, правоприменители необоснованно смешивают недропользование и предпринимательство. За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии и за отклонение от условий лицензии на недропользование установлены различные виды ответственности. Разработка месторождений с превышением уровня добычи сырья или с иными нарушениями условий недропользования не может расцениваться как признак незаконного предпринимательства, констатируют юристы.
Так что, похоже, правоохранительные органы, когда начинают уголовное преследование нефтяников, мягко говоря, перегибают палку. И цена такого "перегиба" может быть очень высокой для всей страны и ее граждан. Не пора ли осознать, что от уголовных дел нефти больше не станет?