Вера Павлова написала десять книг. Последнюю, десятую, только что вышедшую - "Письма в соседнюю комнату. Тысяча и одно объяснение в любви" (М.: АСТ, 2006) - написала в буквальном смысле слова: от руки. Тысяча и одно стихотворение - на тысяче одном листе бумаги: "От руки - на ушко. Взвесила рукопись на напольных весах - 7 кг".
Эта книга "писалась двадцать два года и два месяца переписывалась автором от руки. Почему? Потому что почерк - сумма голоса и походки. Потому что красивый почерк - разновидность ласки. Потому что от руки в наши дни пишутся только церковные записки и экзаменационные работы. Потому что "формы букв говорят гораздо более слов, искреннее их: формы букв неподкупнее слов" (Николай Федоров)".
Конечно, книгу раскупят быстро, а затем и допечатанные тиражи: уж больно она непривычная книга, уникальная, рукотворная, хоть и в тираже. А прочтут ли целиком? Именно что целиком, а не открывая наугад и читая словно на ощупь? Отвыкли ведь читать по написанному. Чтобы читать написанное от руки, надо дополнительное усилие, почти душевное. К тебе ведь обращаются, лично. На форзаце - от руки переписаны имена всех тех, кому эти стихи посвящаются. Твое имя, читатель, наверняка тоже тут есть.
Стихи Веры Павловой интимны до того предела, который иным читателям, даже вполне искушенным в поэзии, кажется непривычным и неприличным. А когда начинаешь читать их написанными старательным женским почерком, приходишь в смятение.
Если цитировать, то или все подряд, или же наугад, случайно. "Знак ударенья вздрогнувшее сердце проставило над именем забытым, и стало ясно: имя не забыто, но скрыто в сердце, в самом сердце сердца, там, где сердечный механизм заводят".
Презентация книги "Тысяча и одно объяснение в любви" прошла в модной галерее Art-play. Там собралось много известных людей, которых нельзя было не спросить, чем им нравятся стихи Веры Павловой.
Светлана Сорокина, теле- и радиоведущая:
- Вера - настоящий лирический поэт. Сначала, много слыша о ней, я решила, что это авангард, и несколько напряглась. Но оказалось, что это никакой не авангард, а просто чувства, то есть то, что пережито, а не придумано на бумаге.
Владимир Салимон, поэт:
- Первое впечатление от ее стихов было такое странное, что я даже подумал, а не разыгрывает ли меня кто-нибудь? Потом я привык и полюбил их. Полюбил свободу интонации, вообще свободу, которая у нее - внутренняя свобода.
Дмитрий Пригов, поэт, художник, мыслитель:
- Вера - очень разнообразная натура: то выходит замуж, то день рождения мужа празднует, то пишет тексты для оперы "Эйнштейн и Маргарита", где я отчасти играю скульптора Коненкова, иногда обычные стихи пишет. Вот за сумму всего этого разнообразия, и из зависти, наверное, я ее и люблю.
Владимир Сорокин, писатель:
- Талант - это как выстрел в упор или как горб. Он или есть, или его нет. В Вере я его почувствовал сразу, впервые прочитав ее стихи в газете "Сегодня". На общем уровне женской поэзии я остро почувствовал новый сильный голос. Мне кажется, что сегодня никто не встанет рядом с ней, и я думаю, что она уже стала частью русской поэзии, то есть себе уже не принадлежит.