По оценке вице-премьера, ключевыми проблемами гражданской авиации являются старение парка воздушных судов и слабая подготовка летных составов. Памятуя о катастрофах последнего года, Сергей Иванов отметил, что "требуется сформировать примерный график вывода воздушных судов из эксплуатации по годам и по типам летательных аппаратов".
Естественным развитием этого разговора стало обсуждение вопроса, на что заменять устаревшие суда - и в физическом, и в материальном смысле. Как патриоты, участники заседания, конечно, больше склонялись к развитию отечественного авиапрома. Но с условием, что авиакомпании станут от него получать качественные самолеты с теми параметрами, которые они закажут.
А вот на что менять авиапарк, если компании надумают покупать импортные самолеты, когда новые машины и так стоят дорого, да на них действует НДС и высокие ввозные пошлины? По мнению авиаспециалистов, замену авиапарка от них надо освободить. Услышав это требование, не сдержался глава минфина Алексей Кудрин, также приглашенный на коллегию. Он пообещал в течение 3-4 лет дать 7 миллиардов рублей на обеспечение новой техникой училищ, чтобы повысить качество подготовки пилотов, а значит, и безопасность полетов. А вот с отменой НДС поначалу решительно не согласился. "Авиапарк - забота авиакомпаний, - сказал Кудрин. - За последние 4 года под давлением нефтедолларов рубль по отношению к доллару укрепился больше чем на 50 процентов, а к среднеэффективной корзине - на 32 процента за три последних года. Это значит, что на 32 процента мы уже удешевили продукцию импортного производства. Благодаря этому ввоз техники и оборудования увеличился с 20 миллиардов долларов в 1999 году до 60-80 миллиардов. Поэтому снятие уплаты НДС с самолетов нужно еще раз взвесить, прежде чем принимать окончательное решение", - все-таки заколебался он в итоге. Но потом намекнул, что из "бюджета" выходить все равно не хочет: "Сейчас покупается 17 самолетов, налог на которые составит 1,5 миллиарда рублей. Если глава минтранса готов к тому, чтобы мы на эти 1,5 миллиарда уменьшим финансирование отрасли из федерального бюджета, то это может стать предметом разговора".
Далее министр транспорта Игорь Левитин обрушился на "человеческий фактор", доведший технику до негодного состояния. "Считаю, что нам нужно отказаться от услуг тех, кто вцепился в штурвал и не способен выправить траекторию полета в требуемом направлении", - сказал глава минтранса. И разъяснил свои претензии очень жестко: "Росавиация и Ространснадзор не смогли стать опорой и поддержкой авиапредприятий, а иногда позволяли себе не регулировать деятельность на рынке авиаперевозок с позиций государства, а пытались участвовать в недобросовестной конкуренции и переделе рынка".
А Сергей Иванов отметил и другую грань "субъективного фактора". Он призвал минтранс "неукоснительно выполнять решение по недопущению использования контрафактных авиационных запчастей" - авиакомпании должны "покупать запчасти только у сертифицированных производителей". Хотя сам же и признался: "Мы прекрасно понимаем, что все дилеры легальны: завод делает нормальные запчасти и брак". Цепочка, по которой он уходит с предприятия, оказывается, элементарна: отправляют "за забор легальному дилеру. А тот его продает авиакомпаниям". Так что Иванов призвал навести порядок и в отношении производителей.
Но, если заявленная кадровая и, возможно, структурная революция в ведомствах, относящихся к минтрансу, - пока новость для непосвященных в тайны коридоров власти, то акцент на привлечение частных инвестиций в отрасль делается министром не в первый раз. И на вчерашней коллегии Левитин заявил, что аэропорты России нельзя развивать без частных инвестиций. Министр выступил за скорейшее принятие типового договора концессии и закона об особых экономических зонах портового типа.
Об обеспечении повышения нижнего порога страховой суммы для пассажиров до 75 тысяч долларов Иванов сказал так: "Если авиакомпания не страхует, то это не авиакомпания". И добавил: "Все эти решения больше не обсуждаются".
Однако Игорь Левитин все же поинтересовался у руководителя одной из авиакомпаний, как повлияет увеличение размера страхования жизни пассажиров на стоимость билетов. Тот ответил в такой аудитории вполне предсказуемо: "Это повысит стоимость билета не столь значительно. Если это успокоит общество, то это нормальная плата за спокойствие". Но немедленно обратил внимание коллегии на то, что одновременно повышаются аэронавигационные и другие сборы и в результате прибавка к цене билета может оказаться существенной. Словом, хотя на развитие аэропортов и аэродромов в 2006-2010 годах будет направлено 93,3 миллиарда рублей, за относительное спокойствие в небе по-прежнему будут платить пассажиры.
Итак, что же оставлено из предложений минтранса по усилению безопасности полетов? На этот вопрос корреспондента "РГ" Игорь Левитин ответил: "Наши предложения находятся в правительстве, и 2 октября его координационное совещание практически все их поддержало. Остаются только вопросы по таможенной пошлине и НДС".