ВАС исключил "произвольную" подсудность дел о недвижимом имуществе

Тема рейдерства сегодня является достаточно болезненной для арбитражных судов, поскольку именно суды часто используются в качестве инструмента для захвата. Проблема состоит в том, что в законодательстве в настоящий момент отсутствует эффективный механизм, позволяющий защитить предприятие от вторжения рейдеров - для этой цели используются нормы закона о банкротстве, закона об акционерных обществах, некоторые институты процессуального права. Поэтому при захвате чужой собственности рейдерам так важно, в каком суде будет рассмотрено дело о спорной недвижимости. Ведь именно недвижимость и земля, как правило, являются конечной целью рейдеров.

В настоящее время процесс по делу может идти сразу в нескольких судах. В результате чего рейдеры всегда стараются увести дело в суды того региона, где у них есть свои люди в судах. Для этого формируется цепочка фиктивных договоров купли-продажи, которые и уводят споры из региона нахождения имущества.

Конечно, полностью проблему корпоративных захватов одним постановлением не решить. Но начало уже положено. Кроме того, как уже писала "Российская бизнес-газета", правительством одобрена концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года. Один из основных разделов этой концепции посвящен как раз регулированию корпоративных конфликтов и противодействию недружественным корпоративным захватам.

Разработчиками документа является минэкономразвития, которое предлагает в качестве необходимых мер по урегулированию корпоративных захватов ввести понятие корпоративных споров и отнести их к подведомственности арбитражных судов. Установить общие принципы рассмотрения корпоративных споров арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Это поможет, как считают в министерстве, исключить "произвольную" подсудность как по территории, так и по подведомственности и устранит "противоречивость" принимаемых судебных решений.

С целью воспрепятствовать затягиванию дел, вытекающих из корпоративных споров, уточняется правовое регулирование процедур обжалования решений органов управления организации, а также оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Кроме того, в документе минэкономразвития отмечается, что значительная часть захватов происходит через процедуру созыва внеочередного общего собрания акционеров с формированием "параллельных" органов управления обществом. Сразу же после создания параллельного органа управления в суды подается масса исков друг к другу о признании недействительности их решений. Такие иски разбираются годами. Для решения данной проблемы предлагается введение в законодательство института предварительного судебного контроля внеочередного общего собрания акционеров, проводимого миноритариями.

Помимо этого минэкономразвития считает, что необходимо соединить в одно производство тесно связанные между собой требования, вытекающие из одного корпоративного спора. А на заявителей и истцов наложить обязанности по уведомлению о готовящемся или инициированном судебном разбирательстве, связанном с корпоративным спором.

Для реализации данных вопросов в правительство уже внесен законопроект с поправками в Арбитражный процессуальный кодекс и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации.