Пьер Карден оденет женщин Максима Горького

В следующем году французский кутюрье Пьер Карден отпразднует двойной юбилей: собственное 85-летие и 60 лет его работы в индустрии моды. Он построил одну из самых влиятельных в мире модных империй, на протяжении нескольких десятков лет одевает самых красивых женщин планеты.

Карден настолько знаменит, что, по словам очевидцев, например, в Китае многие люди уверены, что он - президент Франции. За свою полувековую карьеру кутюрье примерял на себя огромное количество ролей, занимаясь всем, что относится к стилю.

Сегодня лицензиями на бренд Pierre Cardin владеют 800 компаний в 170 странах мира. Зная лишь азы бизнеса, можно представить силу и власть этого имени. Империя Кардена сегодня включает в себя не только моду, но и ресторанный бизнес, парфюмерию, отельный бизнес, дизайн помещений, среди которых - торговые центры и замки.

В 2008 году планируется грандиозная ретроспектива его творчества в парижском музее моды Galliera. В рамках этой экспозиции, как утверждают пресс-аташе кутюрье, будут представлены самые культовые вещи, созданные модельером: от платьев-"тюльпанов" до графических принтов космической тематики. На выставке предстанут около 10 000 предметов одежды, ведь, как известно, Пьер Карден ни разу не соглашался продать ни единой вещи, за исключением платьев, которые он дарил. Например, Майе Плисецкой он подарил черное бархатное платье, в котором она отмечала свое 70-летие, и платье на 80-летие, в котором она праздновала свой юбилей в Париже.

Оригиналы всех создаваемых коллекций он хранит в личном музее в Сен-Уане площадью 3,500 кв. м. Кстати, точно такое же помещение отведено и под мебель.

В последние годы кутюрье подумывает о продаже своей империи с годовым оборотом 6 миллиардов евро.

Но в Москву Карден приехал на этот раз не с модой, а со своим театром, Espace Cardin, который покажет в конце октября спектакль "Горький на Капри". Премьера состоится в гостинице "Космос".

- Мода, вы говорили, это наркотик, что для вас театр?

- Моя дружба с театром началась со знакомства с Жаном Кокто. Он мне дал первый заказ на изготовление декораций. Я после этого стал знаменитым и ушел на службу к Диору. Я работал с такими постановщиками, как Висконти, делал костюмы к балетам. Я одевал Майю Плисецкую в Большом театре для ее спектакля "Дама с собачкой". Я дружу со многими русскими писателями, например, с Андреем Вознесенским. Первые французские гастроли рок-оперы "Юнона и Авось" состоялись осенью 1983 года в моем театре "Эспас Карден". Спектакль имел оглушительный успех у французской публики. Театр я всегда любил. Он меня всегда волновал и притягивал.

Я уже привозил в Москву в прошлом году два своих мюзикла - "Тристан и Изольда" и "Безумства Дали", в которых тоже выступил продюсером. Романтическая история Тристана и Изольды увлекла меня еще в семидесятые годы. Примерно тогда был снят фильм с аналогичным названием. Но поначалу мюзикл "Тристан и Изольда" поставили в театре Espace Cardin. Его показали в Китае, на Тайване, в Италии, Испании... Успех был колоссальный.

- Кто автор пьесы " Горький на Капри"?

- Пьеса "Горький на Капри" написана академиком Жаном Мари Руаром, и тем не менее Горький отчасти его соавтор, поскольку материалом для пьесы стала его переписка с тогда совсем юной журналисткой Ниной Берберовой.

В основу сюжета легли письма Горького к Муре Будберг, которые потом были переправлены в Россию и до сих пор хранятся неизвестно где.

Любовь - всегда тайна, всегда мистерия. Поговорить о странностях любви и о многом другом предлагает нам автор пьесы Жан Мари Руар.

Для русских Горький - это "Мать", но у Горького был непростой период в Италии... У него тогда были отношения с тремя женщинами: с женой, с секретаршей Мурой Будберг (потом женой Уэллса) и Ниной Берберовой, невестой Ходасевича.

Интересен сам сюжет взаимоотношений между молодой Берберовой и Мурой Будберг, о которой потом Нина Берберова напишет одно из своих лучших произведений "Железная женщина", где между строк постоянно чувствуется женское отношение к той далекой истории...

Только женщина может так уколоть соперницу мелкими замечаниями типа: "Она была еще совсем молода, но лучики морщинок явно наметились вокруг глаз. И, боже мой, как же безвкусно она была одета!.."

А о последних десяти годах жизни Будберг с Гербертом Уэллсом пишет уже совсем с нескрываемым женским ядом...

До сих пор никто наверняка не знает, что у нее произошло в Италии в далеком 1928 году. Был ли роман у Муры с Ходасевичем, о чем все время намекает в "Железной женщине" сама Берберова? Был ли роман между Горьким и Ниной? Но эти три женщины были в жизни пролетарского поэта.

Мария Игнатьевна Будберг, в девичестве - Закревская, по первому браку - графиня Бенкендорф, как свидетельствуют современники, была женщиной легендарной. Авантюристка и двойной агент ГПУ и английской разведки, она пользовалась славой очень опасной красавицы. На Западе ее называли "русской миледи" и "красной Матой Хари". Она свободно владела английским и немецким языками.

В 1918 году ее мужа, графа Бенкендорфа, расстреляли, а графиню препроводили на Лубянку, якобы за шпионаж в пользу Англии. Обвинения были не беспочвенными, но Закревскую-Бенкендорф-Будберг освободили. Правда, с условием: если потребуется или когда потребуется, беспрекословно исполнять любые приказы НКВД.

Марию пристроили на работу секретарем в издательство "Всемирная литература". А познакомил ее с Горьким Корней Чуковский.

Мария не была красавицей в полном смысле этого слова, но ее своенравный характер и независимость пленили Горького. Сначала он взял ее к себе литературным секретарем. И очень скоро, несмотря на большую разницу в возрасте, предложил ей руку и сердце. Однако официально выйти замуж за "буревестника революции" Мария не пожелала. Но имено она уговорила писателя вернуться в Советскую Россию".

Нина Берберова олицетворяет в спектакле новую либеральную Россию, Мура Будберг символизировала старую аристократическую Россию. Его же жена была женщиной напористой, тяжелой, но он с ней был душевно связан тоже.

- Что такое русская душа?

- Это огромное воплощение мировой души. В России все масштабнее и масштабнее русские страсти. Размах чувств в России побольше, чем у других народов.

- Как оцениваете современную моду?

- В ней царит хаос. Кто-то что-то выстреливает, но открытий нет таких, какие были в послевоенные годы.

- В какие годы был взлет в развитии мировой индустрии?

- В 70-е появились новые технологии. Это было важно для нашего поколения. Сейчас, чтобы что-то совершить, надо расчистить площадку для революционного прорыва. Когда-то я придумал высокие сапоги, узкие брюки, которые были сделаны специально для группы "Битлз", пиджаки без воротников, цветные чулки... Сегодня что-то кто-то откуда-то выдергивает, но это факиры на час.

Подготовила Т. Жигайлова.

Благодарим за помощь

в подготовке публикации

русского партнера кутюрье "Мирру Люкс"