Как ни парадоксально, но меньше всего в сохранении здоровья детей заинтересованы сами родители, а школа идет у них на поводу - так считают специалисты управления "Роспотребнадзора" и управления образования Челябинска. В структуре заболеваемости школьников первое место занимают болезни органов дыхания (50 процентов), на втором и третьем местах - болезни органов пищеварения и различные инфекции.
- Нарушения гигиенических требований в организации учебно-воспитательного процесса способствуют заболеваниям глаз, нервно-психическим расстройствам, хроническому утомлению, вегетососудистым расстройствам, дистониям, - говорит начальник отдела территориального управления "Роспотребнадзора" по Челябинской области Елена Мурашова.
Школьные болезни предопределены неудобными ученическими партами, тусклыми осветительными приборами и колоссальными нагрузками на детей. Например, несоответствие мебели росто-возрастным особенностям детей и подростков способствует нарушению осанки более чем в 80 процентах случаев.
Серьезно оздоровить детей могли бы медицинские центры при каждой школе - в некоторых статусных школах, гимназиях и лицеях они уже созданы, но только при финансовой поддержке родителей. Например, в челябинском лицее № 11 работает сильный медицинский блок: окулист, отоларинголог, невропатолог и стоматолог. Своевременная профилактика позволяет лицейскому центру выявлять детские болезни на самых ранних стадиях. Правда, идея повсеместного создания медицинских центров при школах симпатична далеко не всем.
- Школа не должна лечить, на это есть детские поликлиники, - считает Елена Мурашова, начальник отдела надзора за обучением и воспитанием населения управления "Роспотребнадзора" по Челябинской области.
Никакими нормативными документами создание в школах медицинских центров не предусмотрено, хотя единственное препятствие - финансовое. По нормативу государственного финансирования один ребенок обходится бюджету в восемь тысяч рублей в год, и медицинское обслуживание в этот норматив не входит. Поэтому собственные медицинские центры могут позволить себе только "состоятельные" школы. В те же финансы упирается и проблема не всегда полноценного школьного питания. Сегодня школа умудряется накормить ребенка всего на десять рублей - первым, вторым блюдом и булочкой с компотом. Но, как уверяют чиновники от образования, конфликты по поводу школьного меню носят сугубо локальный характер: просто в некоторых школах плохо работает повар. Улучшить питание школьников сможет находящаяся сейчас в разработке областная целевая программа до 2010 года.
Но куда более мощной разрушительной энергией обладают перегруженные школьные программы. В некоторых школах нормой считается восемь уроков в день для старших классов и шесть-семь для младших. Учителя же говорят, что иначе школа не сможет обеспечить требуемый уровень знаний.
- Во-первых, - отвечает Александр Орел, начальник отдела управления по делам образования Челябинска, - то, что часовая нагрузка в школах может быть разная, - это миф! Она определяется не школой, а министерствами образования и науки РФ и Челябинской области. Число уроков в неделю - это константа. Но есть неучебные занятия - кружки, секции, эта нагрузка - вне расписания. Конечно, мы понимаем тех родителей, чьи дети пришли в школу за знаниями и которые готовы заниматься со своим ребенком по десять часов - таких большинство. Они говорят: нам важнее, чтобы он сдал ЕГЭ на сто баллов!
По данным "Роспотребнадзора", среднее количество учебных часов для младших классов - около 22 в неделю, у старших классов - до 36 часов.
- Но в такую школу, где четыре урока в день, никто не идет, - говорит Александр Орел, начальник отдела управления по делам образования Челябинска. - Родители хотят, чтоб было четыре урока, плюс танцы, плюс английский, плюс информатика. И школа уже откликается, хотя ей, конечно, самой выгодно большее количество часов - учителя таким образом получают большую зарплату.
- Здоровый ребенок всегда может наверстать нужные знания, - считает Елена Мурашова, начальник отдела надзора за обучением и воспитанием населения. - Но родители начинают это понимать только к шестому-седьмому классу, когда у детей происходят нервно-психические срывы.
Школы же, чтобы решить эту проблему, стали вводить новый курс - валеологию - о здоровом образе жизни. Но вряд ли он сможет изменить существующий "родительский заказ": папы и мамы стремятся к тому, чтобы их дети по окончании школы смогли поступить "на бюджет", и для достижении этой цели запросто жертвуют детским здоровьем.