Театральные деятели поддержали Калягина

В Москве прошел V (XIX) съезд Союза театральных деятелей Российской Федерации.

 

На нем единогласно признали удовлетворительной деятельность союза за минувшую пятилетку и с колоссальным преимуществом - 158 делегатов "за" и 9 "против" - переизбрали действующего председателя СТД Александра Калягина на третий срок.

Собственно, других претендентов на этот пост просто не было - Михаил Пушкин, директор Театрального центра на Страстном, выдвинул свою кандидатуру прямо в день голосования только для того, чтобы помочь Александру Александровичу соблюсти альтернативную форму выборов и не придавать происходящему смысла выборов брежневской поры. И так как никакой программы, целей и задач при этом озвучено не было, за поддержку друга он получил всего 7 голосов. Из ста шестидесяти семи возможных. Больше желающих не нашлось. И весть о том, что и следующую пятилетку в СТД будет председательствовать Александр Калягин, высокое собрание встретило стоя и с громкими аплодисментами.

"Я счастлив, что наш союз, наши фабрики (театральной косметики - Ред.) и наши здравницы работают успешно, - произнес он, насладившись овациями. - Союз театральных деятелей стал очень сильной организацией, а такое понятие, как нищий творческий театральный союз, уже ушло в прошлое. Я очень надеюсь, что навсегда. Но успокаиваться нельзя. И секретариат, и комиссии СТД будут работать очень интенсивно. Иначе мы отстанем от жизни".

А теперь немного фактов. Сегодня СТД России объединяет более 25 тысяч членов и имеет 75 региональных отделений. Средний возраст члена союза - 53 года, и этой предпенсионной дате было посвящено немало выступлений.

Актер БДТ им. Товстоногова Андрей Толубеев, с большой надеждой глядя на молодых, выразил и общий наболевший протест, связанный с переписыванием нашей классики в сценические комиксы: "Невозможно следить за новой волной режиссуры, которая потеряла все ориентиры, а в некоторых случаях и совесть. Речь идет уже не об экспериментах, а о пене от экспериментов. Зрелых актеров на такое не подвигнешь, а молодым кажется, что они открывают что-то новое. Неужели современный молодой режиссер не может найти другого пути привлечь к себе внимание, кроме как эпатажа? Разумеется, не надо ничего запрещать, но, по-моему, настал момент обговорить систему координат и приличий, чтобы не запустить болезнь".

Режиссер Андрей Житинкин ратовал за объединение и старых, и малых в гильдии режиссеров - для защиты интеллектуальной собственности. "Мизансцены разворовывают! - сообщал он с высокой трибуны, видимо, упуская из внимания тот момент, что сколько постановочных приемов не заимствуй, атмосферу спектакля не сможет воссоздать ни один гений плагиата. - Надо разработать типовой договор для режиссеров, согласно которому ни один директор перед премьерой не сможет снять режиссера только потому, что тот с ним не поздоровался. Без режиссуры театр не выживет. Это такое же открытие, как генная инженерия. Петр Наумович Фоменко говорил, что невозможно собрать режиссеров, так как они все - одинокие волки. На одном фестивале как-то поселили двух режиссеров в один номер - был такой скандал, что мало не показалось. Я считаю, что если селить двух режиссеров в один номер нельзя, то собрать их из отдельных номеров за одним столом (для начала хотя бы банкетным) вполне реально. И более того - необходимо".

Об основных мнениях на съезде, тенденциях вокруг и планах внутри союза "РГ" расскажет в ближайшее время. А по горячим следам прежде всего стоит констатировать, что съезд творческих людей - обычно остродраматическое действие с лихо закрученным сюжетом, накаленной кульминацией и бурной развязкой - на этот раз прошел на удивление мирно и спокойно. Может быть, потому, что финансировался он полностью за счет средств СТД и отличался очень жесткой и грамотной организацией. Может, потому, что все разговоры за/против и вокруг да около свелись к самому минимуму, так как многим желающим (не в связи с вышесказанным финансированием) вместо личного участия было предложено посмотреть прямую трансляцию съезда по Интернету. Или же потому, что, как заметил Евгений Стеблов, "вокруг фигуры Калягина нет громких скандалов". И если в Союзе кинематографистов уже начали друг друга бить ногами под камеры, то в Союзе театральных деятелей еще не разучились решать вопросы более или менее интеллигентно.