Российский президент и его коллеги обсудили все злободневные вопросы. Особенно актуальным откровенным разговор за закрытыми дверями стал в преддверии официального саммита Россия - ЕС, который пройдет в Финляндии 24 ноября и где стороны должны будут всерьез задуматься о новом двустороннем договоре. Именно этот документ должен сменить истекающее в конце следующего года Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Как полагают эксперты, он может вывести из тупика, куда заводит обсуждение принципов Энергетической хартии. Ратифицировать хартию в ее нынешнем виде Москва не собиралась и, как снова дал понять Владимир Путин, не собирается, но включить основы энергетического сотрудничества в новое СПС не против.
- Мы не против тех принципов, которые заложены в Энергетическую хартию. Но мы считаем, что должны быть уточнены некоторые ее положения либо разработан новый документ на основе тех же принципов, которые заложены в его основу, потому что без учета интересов всех партнеров сотрудничество не может иметь долговременные и твердые перспективы, - заявил президент России после встречи. - У меня есть уверенность в том, что мы такие общие подходы с европейскими партнерами найдем. Заложим мы их в будущий документ либо это будет отдельный документ, сейчас пока рано говорить, потому что работа над ним пока не началась.
То, что энергетика и Энергетическая хартия станут основной темой в Лахти, было очевидно задолго до встречи - эти вопросы Россия и Европа обсуждают практически каждый раз и очно, и заочно. Но если раньше Евросоюз регулярно настаивал на том, что Москва обязана ратифицировать хартию, и этот тезис подтвердили после неформального саммита ЕС, прошедшего накануне встречи с Путиным, то после разговора с российским лидером ни премьер председательствующей в ЕС Финляндии Матти Ванханен, ни председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу столь категоричны не были. И вообще отдали право говорить на эту тему президенту России.
"Наша взаимозависимость только укрепляет энергетическую безопасность Европейского континента и при этом создает хорошие предпосылки для дальнейшего сближения в других областях", - считает Путин. Причем еще большой вопрос, кто от кого зависит больше. Если доля России в общем объеме поставок газа в Евросоюз составляет 44 процента, то 67 процентов российского экспорта "голубого топлива" по всему миру приходится именно на ЕС. И, по сути, Россия больше зависит от своих потребителей, чем Европа от поставщиков.
Россия необходима Европе также, как Европа необходима России, подтвердил Баррозу, предупредив, что в вопросах энергетики необходимо избежать политизации. Хотя на практике получается это с трудом. Практически любой инцидент можно рассматривать через политическую призму.
У некоторых западных экспертов возникли сомнения в надежности Москвы после отказа "Газпрома" от участия иностранных партнеров в разработке Штокмановского месторождения и возникновения проблем с проектом "Сахалин-2". Владимир Путин повторил Европе, что правила игры для иностранцев в России не изменились. "Речь шла об обмене активами, а Штокмановское месторождение такое большое, что никто адекватных активов предложить так и не смог, - пояснил президент. - Поэтому "Газпром" объявил о том, что он будет единственным недропользователем". Но даже в этом случае перед иностранными партнерами двери к Штокману не закрылись. Они могут быть привлечены в качестве соисполнителей на подрядные работы и для решения проблем менеджмента и технической реализации.
Однако разводить политику вокруг Сахалина вряд ли имеет смысл: "надо садиться за стол переговоров и искать решение". Искать не столько в экологическом аспекте проекта, сколько в его финансовой составляющей. Москва не очень рада желанию иностранного консорциума в два раза увеличить расходы. "Что это означает для российской стороны? - рассуждал Путин на итоговой пресс-конференции. - По Соглашению о разделе продукции (СРП) мы не будем получать доходы до тех пор, пока не окупятся все расходы. Мы сейчас ничего не получаем, хотя газ уже добывается несколько лет, а если увеличатся расходы, мы еще последующие 10 лет не будем получать ничего". Но, во-первых, не все условия СРП выполняются в полной мере. Так, по соглашению ресурс использования российской рабочей силы, материалов и оборудования должен быть доведен до 70 процентов, но сегодня он едва дотягивает до 50. "Это все проблемы, которые остаются за скобками скандалов, которыми пытаются прикрыться те, кто защищают свои коммерческие интересы", - заметил Путин. А во-вторых, недоумение вызывает и то, на что предполагается направить дополнительное финансирование: в два раза увеличить расходы на юридические услуги, в два раза - на командировки и так далее.
Зашел разговор и о российско-грузинских отношениях. "К нашему великому сожалению и крайнему беспокойству, ситуация в Грузии развивается в направлении возможного кровопролития, и грузинское руководство стремится к восстановлению территориальной целостности военным путем, о чем практически открыто и заявляет", - заметил Путин. Проблема не в российско-грузинских отношениях, а в отношениях Грузии и Абхазии и Грузии и Южной Осетии. И нагнетание отношений с Россией исходит далеко не из Москвы, а делается это для создания благоприятного политико-информационного фона, чтобы решить территориальные вопросы военным путем. "Как только выстроятся другие отношения между Грузией и Абхазией и Южной Осетией, так нормализуются и российско-грузинские отношения, - заверил глава государства. - Не нужно на нас перекладывать то, что мы не должны делать по определению. И с кем я ни говорю, все говорят, что если Россия захочет, то завтра все будет решено. Россия не будет брать на себя такую ответственность. Это прежде всего ответственность народов и их представителей. Они должны договориться между собой и найти компромисс".
Результатом прошедшей встречи Россия и Евросоюз, судя по всему, остались довольны. Сближать позиции и выводить их в новый СПС придется уже в следующем году, когда председательствовать в ЕС будет Германия, отношения с которой у России наиболее благоприятные, чем с любой другой страной объединенной Европы.