ФСФР вводит в законодательство понятие "квалифицированного инвестора". По прогнозам Олега Вьюгина, это понятие будет введено в законодательство в конце 2006 - начале 2007 года. Причем, как отметил глава ФСФР, квалифицированными инвесторами могут быть как физические, так и юридические лица, и эта категория инвесторов получит возможность инвестировать средства в ПИФы, у которых будут менее жесткие правила инвестирования активов. В частности, им, возможно, будет позволено инвестировать в хедж-фонды или "какие-то металлы".
В законе об инвестиционных фондах закреплен ряд положений, защищающих инвесторов от рыночных и нерыночных рисков. По мнению Олега Вьюгина, в ПИФах существует обращение пая, и здесь ограничения вводятся по составу и структуре активов. Таким образом, рыночные риски ограничиваются. Кроме того, и реестр прав на паи ПИФов, и наличие спецдепозитария в большой степени избавляют инвесторов от структурных рисков.
Отметим, что ОФБУ появились примерно в то же время, что и ПИФы, и с правовой точки зрения вроде бы эти институты сходны, поскольку и тот, и другой предполагают объединение имущества разных инвесторов под доверительным управлением профессионала. Однако, как считает председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев, ПИФы оказались значительно успешнее, чем ОФБУ. Причем в этом успехе значительную роль сыграло то обстоятельство, что они регулируются законом, а это в свою очередь позволило ввести ряд специальных по сравнению с Гражданским кодексом правил, без чего само существование этого института было бы невозможным.
В то же время, если говорить об общих фондах банковского управления, которые регулируются инструкцией Центрального банка РФ, то, по мнению Олега Вьюгина, там практически не устанавливаются ограничения по составу активов и нет требований к структуре активов. Таким образом, участники ОФБУ защищены в гораздо меньшей степени.
Напомним, что Алексей Тимофеев в своем недавнем интервью "Российской бизнес-газете" высказал мнение, что ОФБУ никогда не воспринимались как институты коллективного инвестирования - к таким институтам традиционно относят инвестиционные фонды, как акционерные, так и паевые, и иногда негосударственные пенсионные фонды. То, что ПИФы являются институтами коллективного инвестирования, то есть институтами, предназначенными для привлечения средств населения, заставляет их подчиняться обычным для таких институтов требованиям, ограничивающим риски их функционирования. В отличие от них ОФБУ могут быть высокорисковыми институтами, однако именно поэтому они и не должны быть массовыми. В действительности, если все же сделать ОФБУ массовым институтом, то он превратится в ПИФ. Если ОФБУ будет сформирован целиком или преимущественно из ценных бумаг, то он превратится в фонд под управлением управляющего ценными бумагами. Вряд ли правильным является существование аналогичных институтов, подчиняющихся разным правилам. Более правильно согласиться с ОФБУ как институтом, который может принять на себя большие риски, чем ПИФ, однако круг его инвесторов должен быть ограничен, считает председатель НАУФОР.
По мнению главы ФСФР, общие фонды банковского управления регулируются инструкцией Центрального банка РФ, где практически не устанавливаются ограничения по составу активов и нет требований к структуре активов. Таким образом, отмечает Олег Вьюгин, участники ОФБУ защищены в гораздо меньшей степени, чем участники ПИФов. В связи с этим он выступил против инициативы о возможности обращения сертификатов участия в ОФБУ в качестве неэмиссионной ценной бумаги. Если же проводить параллели между ОФБУ и доверительным управлением и делать одинаковое регулирование, то встает вопрос, не стоит ли обязать банки, у которых есть ОФБУ, получать лицензии управляющих компаний. "С нашей точки зрения это было бы полезно", - считает Олег Вьюгин. "Если же речь идет об обращении сертификатов ОФБУ, то тогда нужно в закон о банках и банковской деятельности практически полностью вносить закон об инвестиционных фондах и возлагать на ЦБ или на ФСФР соответствующий надзор". Выход из сложившейся ситуации глава ФСФР видит в том, что может быть законодательное ограничение круга участников ОФБУ только квалифицированными инвесторами. Кстати, в ближайшее время ФСФР планирует ввести в законодательство понятие "квалифицированный инвестор". Данные инвесторы смогут вкладывать средства в более рискованные инструменты, чем обычные инвесторы. Это могут быть как физические, так и юридические лица, к которым будут предъявляться определенные требования.
Между тем глава ФСФР выступает за наделение своего ведомства полномочиями по регулированию использования инсайда во всех министерствах и ведомствах, в том числе в Центробанке. Однако Банк России категорически против такой инициативы. Позиция Центробанка заключается в том, что он должен регулировать использование инсайда в своей структуре с помощью собственных механизмов, а ФСФР может регулировать все остальное, пояснил Олег Вьюгин.
С чиновничьим инсайдом некоторые эксперты связывают весеннее падение российского фондового рынка. По новому законопроекту, подготовленному ФСФР, регулятор инсайда может получить право обращаться к любому физлицу с требованием письменных разъяснений в случае возникновения подозрения в совершении им сделок с использованием инсайдерской информации. А если дело касается чиновника, можно будет смело обращаться к его руководству.