В нынешнем году отрасль получила более 85 миллионов рублей. А ведь еще два года назад бюджет здравоохранения республики не дотягивал и до 14 миллионов рублей. В рамках нацпроекта "Здоровье" за счет средств федерального бюджета в республику уже поставлено 18 УЗИ-аппаратов, 69 аппаратов ЭКГ, 11 комплектов лабораторного оборудования на общую сумму в 32,4 миллиона рублей, а также 26 автомобилей скорой помощи на 14 миллионов рублей.
– Медицинское оборудование, безусловно, важно для становления отрасли, но мы считаем особенно своевременным выделение в рамках проекта "Здоровье" средств на дополнительную иммунизацию населения республики, – подчеркнул министр здравоохранения Адыгеи Адам Жане. – В республику в полном объеме поставлена и продолжает поступать вакцина для профилактики таких опасных заболеваний, как вирусный гепатит В, грипп, полиомиелит, краснуха.
Однако, как показала проверка, количественные показатели еще не перешли в качественные. Состояние отрасли и ее главной производной – здоровья населения – характеризует такой показатель: рождаемость в республике по-прежнему в полтора раза ниже смертности. А обеспеченность учреждений медицинским оборудованием дотянула лишь до 66 процентов, а такая важная статья расходов отрасли, как "Медикаменты и прочие лечебные расходы", финансируется в среднем на 70 процентов от расчетной потребности. Утвержденные объемы амбулаторно-поликлинической помощи, предоставляемой в дневных стационарах республики, ниже нормативов, а объемы стационарной медицинской помощи и вызовов скорой помощи эти нормативы превышают.
В ходе аудита практически во всех медицинских учреждениях республики выявлены значительные нарушения санитарно-гигиенических требований. В Красногвардейском районе установлены недопустимые отвлечения автомашин скорой помощи на различные нужды районной больницы: в текущем году таких фактов было более 200. Повсеместно, кроме города Майкопа, в муниципалитетах отсутствуют программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний и инфекций. Вопросы соблюдения прав и свобод граждан в сфере здравоохранения, а также деятельность муниципальных учреждений повсеместно нормативно не урегулированы. Проверяющие сделали вывод об отсутствии производственного контроля за соблюдением санитарных правил и противоэпидемиологических мероприятий. Обнаружены и факты нарушения прав граждан на квалифицированную медицинскую помощь и нарушения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". К примеру, в Красногвардейской районной больнице из 188 видов медицинской помощи 14 осуществляются без лицензии, а семь врачей работают без соответствующих сертификатов. Больше того, врачебная амбулатория в ауле Мафехабль вот уже два года функционирует без каких-либо разрешительных документов. Выявилось и еще немало "негатива": неполные служебные проверки по фактам летальных исходов, подпольные аборты, сокрытие от милиции фактов помощи гражданам, у которых имелись телесные повреждения насильственного характера.
Обратимся теперь к другой важнейшей составляющей проведенной проверки. К сожалению, был сделан вывод о том, что объемы медицинской помощи, входящие в республиканскую программу обязательного медицинского страхования, не соответствуют объемам бесплатной медицинской помощи, предусмотренной нормативами. Проверяющие указали на многочисленные факты оказания "бесплатной" медицинской помощи за личные средства пациентов. Особенно ударно "трудятся" на этой ниве врачи-стоматологи. Параллельно с оказанием медицинской помощи в рамках государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения оказываются и платные медицинские услуги. В этой сфере выявлены во множестве незаконные акты. Особенно "отличились" органы местного самоуправления. К примеру, в муниципалитете Красногвардейского района в постановлении совета народных депутатов в нарушение законодательства страны об охране здоровья граждан была установлена оплата за медицинский осмотр граждан и даже абитуриентов. Это постановление опротестовано районной прокуратурой. Подобные нарушения по фактам незаконного применения платной медицинской помощи также опротестованы в Шовгеновском и Кошехабльском районах. В некоторых лечебных учреждениях Майкопа нарушаются требования законодательства в части обязательного предоставления информации: о квалификации и сертификации специалистов, оказывающих платную медицинскую помощь.
За последний год зарегистрировано 70 жалоб и заявлений граждан на действия медицинского персонала. При этом 61 жалоба признана обоснованной, виновные лица привлечены к административной ответственности. Так, прокуратурой Красногвардейского района были выявлены две жалобы о фактах вымогательства и взяточничества со стороны медперсонала районной больницы при прохождении ВТЭК на получение группы инвалидности. Однако из районной администрации эти жалобы никуда дальше не пошли. Но за последний год все же было возбуждено 24 административных производства, 27 исков отправлено в суд, расследуется одно уголовное дело.
– Проведенный анализ свидетельствует о том, что целенаправленной работой по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений и преступлений в сфере здравоохранения правоохранительные и контролирующие органы не занимаются, – подчеркнула помощник прокурора республики Антонина Родионова. – Одной из причин является отсутствие необходимых знаний для выявления нарушений и должностных преступлений в сфере оказания медицинской помощи, значительную сложность представляет и круговая порука, корпоративность медперсонала.
По мнению прокуратуры, одним из путей решения проблемы корпоративности медицинского сообщества мог бы стать вывод бюро судебно-медицинских экспертиз из-под ведомственного подчинения минздрава.
Комментарий
Андрей ФАТИН, СТАРШИЙ ПОМОЩНИК ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ:
– По четырем приоритетным национальным проектам в Адыгею из федерального бюджета поступают весьма существенные средства. Эти финансовые реки могли быть и более полноводными, но органы исполнительной власти на местах не успевают готовить нормативную базу. Нарушения в рамках этих проектов не носят обвального характера, но их можно было и вовсе сократить, если бы в ведомствах существовали свои ревизоры. К сожалению, ведомственный контроль, в том числе и в сфере здравоохранения, над поступлением и расходованием федеральных средств на сегодняшний день почти отсутствует.