В Татарстане ПТУ будут готовить специалистов по заявкам от предприятий

Решение о двукратном уменьшении количества студентов в учреждениях начального профессионального образования было принято не от хорошей жизни. Сегодня в училищах республики получают образование 41 тысяча 374 человека. Однако при этом многие предприятия остро ощущают недостаток в высококвалифицированных рабочих кадрах. А те, кто уже трудится на предприятиях, нуждаются в дополнительной переподготовке. В такой ситуации компаниям не остается ничего, как приглашать специалистов со стороны.

Сокращение набора со стороны государства будет поэтапным и начнется уже в будущем году. В результате этого к 2008 году правительство планирует выйти на уровень 24 425 обучающихся. А там и до 20 тысяч рукой подать. Неудивительно, что такого рода реформаторские действия оставят без работы часть учебных заведений, которым в конце концов придется закрыться.

- Сокращение количества филиалов, представительств и курсов, которые без соответствующей ресурсной базы готовят модных ныне менеджеров, - мера вынужденная, - говорит ректор Набережночелнинского государственного торгово-технологического института Виктор Суворов. - Своим антикачеством они выхолащивают не только образование, но и психологию молодого человека. Кроме того, они опустошают кошельки наших граждан, которые во второй раз уже не находят возможности обучиться нужной для нашей экономики профессии.

По мнению руководства Татарстана, разрешить сложившуюся ситуацию и тем самым восполнить трудовые ресурсы республики в состоянии лишь новая многоуровневая или кластерная система профессионального образования. Ожидается, что она будет заниматься подготовкой лишь тех специалистов, которые необходимы экономике республики. Тем самым власти одним выстрелом хотят убить двух зайцев: избавиться от безработицы и использовать рабочие резервы по назначению.

Роль главной скрипки в этой системе отводится предприятиям, которые будут не только заказчиками кадров. В последующем им придется следить за профессиональной подготовкой своих будущих специалистов, а также обеспечивать их работой. Вне заказа государство финансировать обучение не будет. Деньги на благие нужды выделяет и бизнес сообщество.
- Естественно, остается возможность получения образования на коммерческой основе, - говорит первый заместитель премьер-министра РТ Равиль Муратов. - Но государственная система заказов будет выстраиваться только по потребностям работодателей. Для того чтобы приблизить подготовку специалистов рабочих профессий к бизнесу, нам необходимо сократить сроки обучения. Понятно, что ни одно предприятие не может запланировать свою среднесрочную программу по подготовке кадров на ближайшие три года.

Поэтому профобразование люди будут получать преимущественно на базе 11 классов. Между тем, только в этом году на первый курс учебных заведений начального профессионального образования республики поступило более 4,5 тысячи  учащихся на базе полной средней школы. В ближайшем будущем власти Татарстана намерены довести эту цифру до 12-13 тысяч человек.

Как утверждают специалисты, такой подход уменьшит переподготовку кадров в более чем три раза, что в свою очередь приведет к существенному уменьшению расходования бюджетных средств. Вместе с тем, по словам министра образования и науки РТ Раиса Шайхелисламова, одним из условий эффективного набора выпускников 11 класса в профтехучилища является обучение на базе профильных учебных заведений. В настоящее время в республике насчитывается 576 таких школ, но этого, по мнению главного педагога Татарстана, недостаточно. Поэтому в последующие 2-3 года их количество должно быть увеличено в разы и приведено в полное соответствие с потребностями экономики на местах.

При этом срок подготовки в учебных заведениях начального профессионального образования будет сокращен до одного года. Ожидается, что в процессе обучения теоретической части отведут всего четыре месяца. Остальное время займет практика, которую студенты будут проходить на территории только так называемых базовых предприятий. С ними и только с ними правительство республики будет заключать договора и выделять под них соответствующие средства.

- Создавая соответствующий образовательный кластер, мы будем проводить реструктуризацию учебных заведений таким образом, чтобы учащийся поступал в учреждение начального профессионального образования, которое находится в составе многопрофильного колледжа, - говорит Раис Шайхелисламов. – Колледж, в свою очередь, устанавливает тесные партнерские отношения с профильным университетом. В этом плане мы работу уже начали и насчитываем порядка 10-11 проектов кластеров.

Во главе каждого кластера будет стоять ведущий вуз республики. В результате учащийся будет поступать не в профессиональный лицей, а в университет. Поэтому при выпуске он получит его диплом о начальном профессиональном образовании. По словам разработчиков данной концепции, с этим документом новоиспеченный рабочий уже не будет сидеть без дела, а без всяких проблем сможет найти работу и параллельно с этим учиться в вузе или его филиале.

Как утверждают сами чиновники, многоуровневая система начального профессионального образования позволит повысить статус рабочего в обществе в целом. Вот только для этого руководству придется решить задачу с тремя неизвестными. Дело в том, что проведенные министерством науки и образования РТ социологические исследования показали, что сегодня школьники готовы выбрать профессию рабочего лишь при трех условиях. А именно: гарантии трудоустройства с достойной заработной платой, возможности дальнейшего карьерного роста и льготных условий при поступлении в вуз. В образовательном кластере все это предусмотрено. Вот только неизвестно, когда расписанная столь искусно на бумаге схема претворится в жизнь и начнет приносить свои плоды.
 

 комментарий

Рустам Минниханов, премьер-министр Татарстана:

- Дефицит квалифицированных рабочих на рынке труда уже является серьезным препятствием для дальнейшего роста экономики республики. В любом случае наши преобразования потребуют принятия мер по реорганизации профтехучилищ. Это мы должны понимать и заранее предпринимать шаги, которые позволили бы с наименьшими потерями решить эту задачу. Поэтому перепрофилирование и дальнейшее трудоустройство педагогических кадров училищ будет для нас одним из главных вопросов. Разумеется, новая система начального профессионального образования будет сначала отрабатываться в нескольких пилотных учебных заведениях. Но успех начинаний во многом будет зависеть от того, каким образом мы определим и закрепим базовые предприятия. Ответственность за подготовку рабочих специалистов будут нести именно они.