В воскресенье в Южной Осетии одновременно прошли президентские выборы и референдум о суверенитете непризнанной республики. Жителям региона предстояло решить, готовы ли они одобрить нынешний курс Цхинвали на полную независимость от Тбилиси или предпочитают оставаться в составе Грузии.
На пост главы Южной Осетии претендовали четыре кандидата: действующий президент непризнанной республики Эдуард Кокойты, помощник председателя правительства Олег Габодзе, глава администрации Цхинвальского района Инал Пухаев и ответственный сотрудник Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта Леонид Тибилов. При этом все опросы общественного мнения с самого начала предрекали уверенную победу действующему южноосетинскому лидеру.
Что касается референдума о независимости республики, то уже известно, что он будет признан состоявшимся. На момент подписания номера бюллетени для голосования заполнили более 77 процентов избирателей при необходимой явке в 50 процентов.
По результатам опроса избирателей на выходе из участков, проведенного молодежным движением "Наши", 99 процентов проголосовавших сказали "да" суверенитету республики. Это уже второй референдум, на который выносится вопрос о предоставлении суверенитета Южной Осетии. Первый состоялся в 1992 году. Тогда за независимость также высказались более 90 процентов населения.
"Сегодня мы еще раз подтверждаем итоги референдума 1992 года. Своим голосованием народ Южной Осетии делает исторический шаг к определению собственной независимости", - заявил президент непризнанной республики Эдуард Кокойты.
Власти Южной Осетии сообщили о ряде провокаций, предпринятых в день выборов в республике. В частности, по информации Цхинвали, правоохранительные органы предотвратили попытку взрыва вышки местного мобильного оператора. Кроме того, руководство Южной Осетии сообщало, что в районе населенного пункта Авневи высадились грузинские спецназовцы, которые чинят препятствия не успевшим проголосовать жителям. В Тбилиси эти утверждения назвали "дезинформацией".
Появилась информация и о готовившемся со стороны грузинских спецслужб покушении на Эдуарда Кокойты. Но, по мнению МВД Грузии, эти сведения "абсурдны и провокационны".
Напомним, в сентябре 2006 года референдум о независимости прошел еще в одной непризнанной республике - Приднестровье. Тогда 97,2 процента избирателей высказались за выход из состава Молдавии и политический союз с Россией. Результаты голосования не были признаны мировым сообществом. Как и в случае с референдумом в Южной Осетии, все ведущие международные организации отказались прислать в республику своих наблюдателей и призвали ее жителей не приходить на избирательные участки.
Тбилиси по традиции воспользовался случаем, чтобы обвинить Москву в эскалации напряженности в регионе. В свою очередь российское внешнеполитическое ведомство возлагает ответственность за происходящие в Южной Осетии события на руководство Грузии. "По сути, жесткая линия Тбилиси, стремящегося нагнетать напряженность во взаимоотношениях с Южной Осетией, демонстративно отказываясь при этом от выполнения действующих соглашений и достигнутых договоренностей, вынуждает Цхинвали идти на встречные меры. К их числу можно отнести и проведение референдума", - считают в российском МИДе.
Сергей Ознобищев,
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОЦЕНОК:
- Референдум о статусе Южной Осетии проводится на ее территории не впервые. На сей раз исход голосования вновь подтвердил: большинство граждан непризнанной республики выступают за ее независимость.
Это совершенно естественный результат политики Тбилиси, которая проводилась в последние годы. Сначала грузинские власти предпринимали попытки давления на республику, попытки силового возврата этой территории. Не получилось. Разгорелась жестокая братоубийственная война, в которой Тбилиси потерпел поражение. Грузинская политика в отношении Абхазии и Южной Осетии находится в тупике. Прошедший референдум стал одной из наглядных иллюстраций реального положения дел. Тбилиси не хватает ни правовых, ни политических доводов для того, чтобы убедить Цхинвали вновь войти в состав Грузии.
Но дело в том, что вопрос о суверенитете и праве на суверенитет сегодня абсолютно не решен международным правом. Все делается на основе определенного консенсуса. Как правило, требуется согласие ведущих мировых держав на то, что ту или иную территорию можно "отпустить в свободное плавание". Некоторое время назад суверенитет был предоставлен Восточному Тимору. До сих пор нет убедительных доводов, почему это было возможно в отношении небольшого островного государства и почему этого нельзя сделать сейчас в отношении Южной Осетии.
Единственное объяснение заключается в том, что тогда была достигнута договоренность между ведущими державами мира. А сейчас такого согласия в отношении Цхинвали нет и, мне кажется, в ближайшее время быть не может. Проблема номер один - это определение критериев, по которым международное сообщество готово предоставлять суверенитет или двигаться в направлении предоставления суверенитета тем или иным территориям. Пока это вопрос абсолютно нерешенный. Потому все доводы о том, что Южной Осетии независимость давать нельзя ни при каких условиях, выглядят абсолютно неубедительными.
В данном случае я думаю, что решать вопрос о предоставлении суверенитета Цхинвали немедленно или в скором будущем не стоит. Ведь если сейчас, на основе проведенного референдума, взять курс на независимость, это вызовет крайне негативную реакцию со стороны Грузии. Возможна новая вспышка военных действий, спровоцированная Тбилиси. Но проведение голосования как шага в направлении предоставления Южной Осетии суверенитета, конечно же, целесообразно. Просто необходимо время и достижение политического согласия, в том числе и с Тбилиси.
Думаю, что с Грузией возможно пакетное решение, при котором ей будут предоставлены очевидные льготы, уступки. И на фоне этого будет решен вопрос о суверенизации Южной Осетии и Абхазии. Мне кажется, что эти территории реально уже никогда не войдут в состав Грузии. Подтверждение этого тезиса, нравится он Тбилиси или нет, мы могли наблюдать на прошедшем референдуме.
Что касается реакции России на прошедшее голосование, то, я думаю, Москве стоит занять достаточно сдержанную позицию. Однако итоги референдума как политического фактора надо уважать. Голосование состоялось и продемонстрировало свободное волеизъявление южноосетинского народа. Следует признать его итоги. Но это не значит, что сегодня необходимо и возможно проведение последующих действий для отделения республики Южная Осетия от Грузии.