В Крыму закончились съемки "Сафо"

20-е годы прошлого века. Остров Лесбос. Медовый месяц американских молодоженов - бедного художника (безумно талантливого) и дочери миллионера (очаровательно безработной). Как зовут его - не важно, а вот ее имя - Сафо. Как у древнегреческой поэтессы. И отнюдь не случайно: девочка по имени Сафо приезжает на остров, и в ее жизнь начинает проникать жизнь самой Сафо: ее стихи, слова, мысли и желания...

Жанр англоязычного фильма, который на киностудии "Ялта- Фильм" снимали английский режиссер Роберт Кромби и наш оператор-постановщик Багир Рафиев (долгое время стажировавшийся в Лос-Анджелесе) - трагедия о любви. Не последнюю роль в ней сыграют русский профессор археологии (в исполнении Богдана Ступки) и его дочь Хелена (Людмила Ширяева), приехавшие на раскопки накануне октябрьской революции и оставшиеся на острове после ее окончания. История, в которой им придется участвовать, воспроизведет канву поэмы Сафо, сложится в любовный треугольник из наследницы миллионера, художника и эмигрантки из России и закончится так, как и полагается в древнегреческой трагедии, - красивой, образцово-показательной смертью. Причем главная героиня точь-в-точь повторит кончину древней поэтессы - бросится со скалы. Камнем в море.

Сафо

Все съемки фильма проходили в Крыму. Ради такого случая в Балаклаве был построен целый греческий городок начала прошлого века с портовой площадью, домиками, улицами, кафе и церквушкой. А "роль" виллы, где молодожены проводят свой медовый месяц, "сыграл" ни много ни мало Воронцовский дворец в Алупке.

Сцена, декорациями для которой послужили интерьеры китайской комнаты Воронцовского дворца, - судьбоносная: прямо во время медового месяца Сафо порвет не только свои отношения с мужем-художником, но и все его картины. Режиссер дотошно добивается ярости в ее глазах. "Картины - это моя работа, это моя душа!" - кричит молодой художник. "Это была дешевая и заурядная душа", - парирует Сафо после того, как он согрешил с ее ближайшей подругой. Далее - бросание обручальными кольцами и град новых обвинений: "Не слишком ли поздно разыгрывать из себя настоящего мужчину? Тебе раньше нужно было подчинить меня. Я такая, какой ты позволил мне стать!"

Художника играет американский актер Тодд Солей. Сафо - тоже американка Авалон Барие. Актрисе 19 лет, она не замужем и потому в жизни она еще не устраивала ни одного скандала мужу...

По роли ее героиня постоянно экспериментирует со своей внешностью. Из скромной милой длинноволосой брюнетки превращается в блондинку с вызывающе сексуальной стрижкой. Когда отрезали ее длинные волосы, Авалон рыдала целую ночь, проклиная тот день и час, когда она согласилась сыграть Сафо и решилась приехать в Украину. Теперь для нее это не просто точка на карте, неизвестно где... Но, взяв себя в руки и войдя в роль настоящей дочери миллионера, она успокаивала себя тем, что большие деньги могут все исправить. Увы, как любая дочь, освободившаяся из-под опеки родителей и сама столкнувшаяся с жизнью, в фильме она убедится на собственном опыте, что далеко не всё. А точнее, в любви - совсем ничего.

Кромби

Трагедия о большом неразделенном чувстве снимается по оригинальному сценарию режиссера картины, англичанина Роберта Кромби. Он закончил Оксфорд с отличием. Причем два раза: филфак и курс истории фламандской литературы. Работал фотокорреспондентом "Файнэншл таймс", снимал ролики, потом пришел в большой кинематограф. По-русски он говорит замечательно - бывшая жена из России его многому научила.

- У меня были проблемы с глазами, до 8 лет я не мог читать, - рассказывал Роберт Кромби "РГ". - Я мог играть в футбол, но детских книг в руках не держал. Сразу перешел к "Одиссее" с "Илиадой"- в 8-9 лет я уже мог это понимать. Древнегреческие шедевры стали моей детской литературой. А с Сафо я познакомился уже взрослым человеком. Меня очень заинтересовала ее концепция любви. У нас на Западе считается, что любовь - какое-то сладкое и абсолютно доброжелательное явление. Создай мне любовь, и все будет хорошо в моей жизни. У Сафо совсем другое настроение: человек не может противостоять любви. Эта сила больше, чем человек. Любовь разрушительна. Согласитесь, это больше похоже на правду.

- Как вы настраивали совсем молодую актрису на то, чтобы сыграть подобную любовь?

- Мы репетировали... Знаете, я не такой волшебный режиссер, который из человека с улицы может сделать "звезду". Прежде всего мне надо выбрать правильную актрису, а в данном случае я очень доволен кастингом. И я верю, что есть гениальные люди, умеющие передать древнегреческие страсти и без использования электрошока.

- Когда вы приедете домой, какая визуальная картинка из украинской жизни у вас останется перед глазами?

- Украина и Запад разные. Молодежь можно спутать - англичан, русских, украинцев. А вот люди в возрасте сильно отличаются. Наши старики улыбаются. Они здоровые и радостные. А здесь на улицах я чаще встречал на лицах беспомощность и отчаяние...

Новиков&Новиков

У генерального продюсера киностудии "Ялта-Фильм" Артура Новикова задача была собрать не просто талантливую команду, но еще и обязательно англоговорящую - ведь помимо режиссера и актеров у него была интернациональная съемочная группа.

- С кем проще: со своими или с иностранцами? - интересуюсь я у Артура Новикова.

- Это совсем другое кино. Иностранные артисты привыкли к профсоюзам, они чтят режим рабочего дня, знают, сколько часов нужно сниматься, сколько отдыхать, когда положен выходной день. А у нас обычно группа работает столько, сколько надо работать, а не по каким-то там графикам. Но я ко всему научился нормально относиться.

- Хлопотное это дело?

- Конечно, ведь все считают, что кино приносит большие деньги, но никто не знает, как их зарабатывают. Но на вопрос, прибыльна ли киноиндустрия или нет, я могу сказать одно точно: Украина - последнее место в мире, где есть дешевая белая массовка. Здесь 250-280 солнечных дней в году. Давние традиции съемок на море. И, возможно, Крым - это будущая морская Прага. Если правильно будет развиваться этот сектор. Мы работаем с иностранцами для того, чтобы показать: приезжайте, здесь не страшно. Когда-то 15 лет назад, собираясь в Чехословакию, думали, что там невозможные условия. Но сейчас Прага уже в мировом кинопроизводстве, она интегрирована. И вот моя цель - интегрировать Крым в это кинопроизводство как для российского кинопроизводителя, так и для европейского с американским.

- История с Сафо для благих целей подошла как нельзя кстати?

- Мы собрали все, что написано о Сафо и что написала сама Сафо. Древнегреческая поэтесса через 200 лет после своей смерти стала богиней. Девочка Сафо, жившая в 1926 году, - наш чистый вымысел. Но мы определили жить ее в это время не случайно: тогда появилось радио, появился чарльстон, женщины освободились от корсетов. Жизнь стала меняться. В те годы в Америке был сухой закон, и многие, особенно молодежь, путешествовали. Наша пара приезжает в Грецию. Все события происходят за 28 дней - от первой брачной ночи до последнего вздоха Сафо. Полной фазы Луны оказывается достаточно, чтобы рассказать все про любовь, которая не знает границ и полов, и увлечение, приводящее к смерти. Мы не видим, как Сафо прыгает со скалы, - полет останется за кадром. Но из фильма ясно, что трагедия неминуема. Наш интерес: каким образом красивая, богатая, молодая девушка, которая прекрасно жила и получала все, что хотела, пришла к самоубийству? Мы воссоздаем цепь событий, как люди потихонечку разрушают все, что имеют, - где-то здесь допустил маленькую оплошность, там слукавил перед собой... И в конечном счете оказываются в безвыходном положении.

- То есть ваш фильм, главное, не про любовь, а про то, как маленькие сделки с совестью приводят к большой трагедии?

- Да, ведь в принципе, в жизни мы поступаемся не в большом. Мы, как люди, постепенно, шаг за шагом, либо идем вверх, либо спускаемся вниз, разрушая себя и окружающих людей, которые нас любят. Разве это касается не любой семьи?

P.S.
"Сафо" - первый самостоятельный проект новой киностудии "Ялта-Фильм", основанной продюсерами Артуром и Андреем Новиковыми. Премьера "Сафо" в России, Украине и Америке - в марте 2007 года.