"РГ" уже сообщала о пилотном проекте по разделению железнодорожных купе на мужские, женские и смешанные. Этот проект ОАО "Российские железные дороги" запустит 15 января 2007 года. Эксперимент будет проходить на некоторых поездах, следующих из Москвы в Санкт-Петербург, Казань, Воронеж, Белгород, Ростов, Брянск, а также из Горького в Санкт-Петербург. Однако далеко не все региональные железнодорожники поддержали инициативу РЖД безоговорочно. "Суетиться" и стараться угодить каждому клиенту - это требует дополнительных хлопот и, возможно, затрат, поскольку всегда остается опасность, что в "именных" купе будут оставаться незанятые места.
Например, Забайкальская железная дорога объявила, что в ближайшее время не намерена разделять купе по половому признаку. "Железные дороги Якутии" тоже не собираются вводить у себя раздельные купе, мотивируя это тем, что лишь один из 10 тысяч их пассажиров просит, чтобы его разместили в чисто мужском или чисто женском купе. Архангельское отделение Северной железной дороги и Восточно-Сибирская железная дорога хотят сначала посмотреть на результаты эксперимента, проводящегося их коллегами в других регионах, а в Калининградской области обещано провести опрос среди населения - нужны тамошним пассажирам раздельные места или нет.
В то же время, например, на Сахалинской железной дороге купить билет в мужское, женское или смешанное купе можно еще с лета этого года - такой дополнительный сервис предоставляется при продаже билетов в фирменный поезд "Южно-Сахалинск - Ноглики".
Насколько самостоятельны в решении подобных вопросов региональные железнодорожные компании? Этот вопрос мы задали РЖД. Замначальника пресс-службы РЖД Елена Кулакова сообщила корреспонденту "РГ", что в конечном счете решение - вводить или не вводить раздельные купе для мужчин и женщин, всегда будет зависеть лишь от воли филиалов.
- Каждая железная дорога лучше нас знает специфику своей работы и пожелания своих пассажиров, - говорит Кулакова. - И вообще в такой отрасли, как пассажирские перевозки, насильственного навязывания каких-либо нововведений быть не должно.
На проведение эксперимента с разделением купе на мужские, женские и смешанные РЖД толкнули многочисленные просьбы пассажиров. В 2007 году железнодорожники будут внимательно следить за работой поездов, участвующих в пилотном проекте: их заполненность будут проверять ежемесячно. Если нововведение окажется востребованным, есть надежда, что оно будет распространяться и на другие направления.
Другая, не столь приятная новость для пассажиров железной дороги - установленные РЖД специальные новогодние тарифы, на практике обернувшиеся резким подорожанием билетов на поезда дальнего следования, которые отправляются в самые "горячие" предпраздничные дни. Об этом вчера сообщил журналистам начальник федеральной пассажирской дирекции РЖД Валерий Шатаев. С 25 по 28 декабря цены на билеты в купейных вагонах и СВ вырастут на 12 процентов, а 29 и 30 декабря - на целых 46 процентов, то есть фактически в полтора раза. При этом в период с 22 по 24 декабря билеты этих категорий будут дешевле обычного на 7 процентов, а билеты на поезда, отправляющиеся 31 декабря и 1 января, и вовсе будут продаваться меньше чем за полцены. Валерий Шатаев подчеркнул, что тарифные изменения коснутся лишь купе и СВ. Стоимость проезда на "социально значимых" местах в плацкартных и общих вагонах будет индексироваться согласно предписаниям Федеральной службы по тарифам. В настоящее время предельный рост цен, установленный ФСТ для билетов на пассажирские поезда в праздники, составляет 6 процентов.
По словам Шатаева, такая тарифная политика позволит перераспределить пассажиропоток, обычно резко увеличивающийся перед праздниками.