Инаугурация нового Джеймса Бонда состоялась. Им оказался не Джуд Лоу, не Орландо Блум, не Эван МакГрегор и не Колин Фаррелл, как ожидали энтузиасты, а 37-летний Дэниел Крэйг, чаще игравший бандитов.
"Казино "Рояль" - самая первая из историй о Бонде, придуманная Яном Флемингом в 1953 году и тогда же вышедшая в свет. Так как продюсер будущего сериала Альберт Брокколи не смог приобрести права на экранизацию этой книги (их уже купило ТВ, сделав телеспектакль на канале CBS), то киноистория Бонда началась с шестого романа - "Доктор Но" (1962). Но "Казино "Рояль" тем не менее уже было экранизировано в фильме 1967 года, где Бонд в отставке (Дэвид Нивен) разоблачал собственную легенду. Его подвиги там совершали сразу несколько агентов, их играли Питер Селлерс, Чарльз Купер и даже шимпанзе; были среди них дочка Джеймса Бонда и Маты Хари - Мата Бонд и его племянник Джимми Бонд, которого сыграл Вуди Аллен. В роли главного злодея Ле Шифра там явился великий Орсон Уэллс. Несмотря на звездный состав, эта авантюрная комедия оказалась глуповатой и большого успеха не имела.
В самом же первоисточнике - романе 1953 года - Бонд мало походил на своего экранного двойника: не был таким безупречно элегантным, невозмутимым. Так что выбор Дэниела Крэйга на роль нового Бонда, возмутивший многих поклонников сериала, оказался точным: это попытка вернуться к Бонду первоначальному. Единственное отклонение в характере героя, которое позволили себе авторы картины, - отношения Бонда с прекрасным полом: в романе агент 007 был убежденным мужским шовинистом. В новом фильме, разумеется, он не пройдет мимо красотки, но любовь окажется более земной, глубокой и жертвенной.
Не рискнули авторы сделать и "ретро". На давность истоков намекнет только черно-белый пролог. Перед нами суперсовременный мир Интернета, роскошных курортов, новейших авиалайнеров Skyfleet и модных автомобилей. Так что прямых указаний на то, что перед нами счастливая юность культового героя, нет. Поэтому важно знать предысторию - чтобы избежать шока: шестой по счету Джеймс Бонд в фильме Мартина Кэмпбелла не только не похож на кукольных персонажей Роджера Мура или Пирса Броснана, но во многом стал их противоположностью. Он коренаст, его волосы чаще всего взъерошены, он сбросил крахмальную манишку с бабочкой и впервые в своей практике вспотел. В смокинге он похож на Крокодила Данди, попавшего на светский раут. Без смокинга - на боксера. В приличном костюме - на гостиничного клерка. Из выдержанного, всегда владеющего собой супермена он превратился в неуправляемого авантюриста. Трудно себе представить Броснана, которого лупят веревкой по голой заднице, обещая оставить без мужских достоинств, - такого унижения канонический Бонд просто не допускал. С новым Бондом это - запросто.
Число его проколов не поддается исчислению, он в этом фильме много раз умирает, а спасение приходит всегда по случайному совпадению и независимо от бронебойной силы героя. Когда ситуация безвыходна, авторы прибегают в простейшему способу решить проблему: пистолеты врага всегда дают осечку. Когда остынешь немного от горячки погонь и подсчитаешь достижения любимого героя, получится, что весь фильм его спасали другие, иной раз ценой собственной жизни, а собственные достижения Бонда близки к нулю.
Вернулся к истокам и тип противника Бонда. В первых фильмах "бондиады" герой боролся с вполне конкретными КГБ или СМЕРШем, потом враг приобрел мифологические черты "мирового зла". Теперь он опять конкретен: это террористы и финансист, снабжающий их деньгами. Спустилась на землю и неземная "девушка Бонда": Веспер Линд у Евы Грин умна и держится с достоинством, обманывая надежды увидеть ее в неизбежном бикини.
Впрочем, положа руку на сердце надо признать, что в "бондиаде" зрителям не важно, кто тут схлестнулся и во имя каких целей рискует. Важна "погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови".
Формально Бонд дает бой терроризму: преследует смертника с бомбой, а затем, пользуясь данными его мобильного телефона, выслеживает смертников то в Майами, то на Багамах, то в Венеции. А главное - он должен вывести на чистую воду негодяя Ле Шифра (датский актер Мэдс Миккельсон), который не только финансирует террористов, но и сам у них в лапах. Причем кульминационное сражение происходит не на экзотическом пленэре, как обычно, а за картежным столом. И надо отдать должное мастерству режиссера, который и здесь добивается выдающейся динамики и нешуточного напряжения. Что же касается погонь, то они по темпу и цирковой аттракционности имеют мало прецедентов: люди гонятся друг за другом по вертикальным балкам, канатам и стрелам строительных кранов, на авто по дивным пейзажам Черногории, на бульдозерах и аэропортовых бензозаправщиках среди взлетающих самолетов и под брюхом приземлившегося лайнера. Монтаж сверхкороткий, и адреналин впрыскивается мегатоннами; рекордные для сериала 144 минуты и 7 секунд пролетают как миг. Мартин Кэмпбелл, 66-летний уроженец Новой Зеландии, уже однажды ставил "Бонда" - "Золотой глаз" с Пирсом Броснаном, и у него есть опыт разрушения Петербурга. Теперь он так же упоенно крушит Венецию, которую жалеешь значительно больше, чем Бонда.
Не жалеть героев - принцип сериала. Не случайно первую картину "Доктор Но" критики приняли в штыки, сочтя началом "нового фашистского кино". Сериал действительно предварил наступление новой эры - более циничной, научившейся видеть род развлечения в убийстве и насилии. И если первые картины с Шоном Коннери имели сильный привкус романтизма, то затем приключения Бонда стали прагматичными и все более напоминали компьютерный квест, где любое идейное обоснование формально, а важен азарт самой игры.
Единственное серьезное разочарование картины - это традиционная песня, которую мы должны унести с собой в сердце. Она, как всегда, звучит на вступительных титрах, но не обещает ничего хорошего.