Напомним, что этот нацпроект стартовал в январе 2006 года. Он включает в себя три направления. Первое - это создание современных конкурентоспособных предприятий животноводства, чтобы переломить динамику падения производства мяса и молока. По словам министра, "за десять месяцев рост производства мяса увеличился более чем на 4 процента. Также удалось сбить отрицательную тенденцию в молочном производстве. Год еще не закончился, а россияне уже произвели 100,2 процента молока от уровня всего 2005 года".
Второе направление - поддержка малых форм аграрного бизнеса. Здесь, отметил Гордеев, основная задача состояла в том, чтобы "мы дошли льготными кредитами до фермерских хозяйств, до граждан, ведущих личное подворье". Благодаря компенсациям процентных ставок сельчане в 8 раз активнее стали брать кредиты, и на днях был взят 100-тысячный. Впрочем, судя по вопросам, которые они прислали министру, крестьяне хотят брать кредитов еще больше. Но не могут. По двум причинам: одним нечего предложить в качестве залога, других отпугнули банковские препоны, из-за которых приходится тратить уйму времени на оформление. Гордеев заметил, что суммы до 30 тысяч рублей уже выдаются без залога и только под "письмо главы сельского поселения и поручительство соседей". А вот устранить избыточность процедур при оформлении пока удается не везде. Но шаги предпринимаются.
Что касается обеспечения жильем молодых сельчан - третьего направления нацпроекта, - министр отметил: "У нас есть уверенность, что мы завершим год с выполнением плановых показателей. Наша задача - за два года сдать примерно 1 миллион 600 тысяч квадратных метров жилья и привлечь на село более 30 тысяч молодых специалистов и их семей".
А вот при ответе на вопросы о том, как пойдет очистка колхозных рынков от перекупщиков, министр был не столь оптимистичен. "Надо сказать, что пока особо ничего не удалось сделать в связи с тем, что должно претерпеть изменение российское законодательство, - констатировал он. - Рассматривается вопрос о том, чтобы законодательно номинировать понятие "розничный рынок". Мы считаем, что сельскохозяйственные рынки должны принадлежать сельским производителям, а управляться их кооперативами. Здесь существует самая короткая схема: поле - прилавок, ферма - тарелка. И явно не требуются посредники, потому что они не выполняют полезных экономических функций".
Будут ли теперь приниматься какие-либо меры по ограничению ввоза сельской продукции на территорию страны? "На мой взгляд, - считает Гордеев, - надо существенно перестраивать таможенно-тарифную политику и вообще в целом торговую политику страны. Речь идет прежде всего о том, чтобы адекватно противодействовать соответствующей экспансии со стороны производителей других стран. Так, в странах Евросоюза существует целая система преференций. Если эти деньги перевести на 1 гектар пашни, то получится в 40 раз выше, чем у нас. О какой конкурентоспособности можно говорить? На наш взгляд, подошло время, чтобы мы могли в открытую договориться с соседями, как мы будем строить общий продовольственный баланс, чтобы обеспечить конкуренцию на российском рынке".