Поле непаханое
Сергей Дуканов| Когда налоговые органы "забывают", что являются федеральной структурой, и начинают работать не на бюджет, а в угоду главам муниципальных образований или региона, то это, конечно, уже не налоговые органы. В Воронежской области присутствует проблема лоббирования местнических интересов через сотрудников налоговой службы. Мне понятна, к примеру, озабоченность глав муниципальных образований проблемами ЖКХ. Но решаются эти проблемы как-то странно: чтобы сохранить за определенным лицом должность начальника котельной или МУПа, глава муниципального образования упрашивает - в ущерб интересам бюджета - налоговиков не начинать процедуру банкротства или инициирует ее уже после того, как создана новая компания, куда ушли все активы и все тот же руководитель, а долги остались в брошенной организации. И эта процедура, сомнительная с точки зрения законности, может проворачиваться не один раз.
Другая проблема: при том что Воронежская область считается аграрным регионом удельная доля налогов, поступающих от сельхозпроизводителей, составляет всего два процента. К примеру, от полутора тысяч воронежских организаций, уплачивающих единый сельхозналог, за год в бюджет поступило 17 миллионов рублей. Аграрного налогоплательщика Воронежской области можно охарактеризовать таким образом: весной объявился на свет - осенью распался. Приходит налоговый инспектор весной и летом - доходов еще нет, а осенью их уже нет. Очень не хотелось бы, чтобы АПК области превращался в "офшор", зону для отмывания денег.
Российская газета| На бытовом уровне существует твердая уверенность в том, что село - бедное. Соответственно возникает вопрос, что с крестьян брать?
Дуканов| Есть примеры, когда для того чтобы уйти от налогообложения, фермеры "расстаются" буквально со всем нажитым. Вот он, мол, я - гол как сокол: живу в чужом доме, езжу на чужих авто и еще пашу чужую землю. Одним словом, сельхозпроизводитель всеми правдами и неправдами пытается уйти от налогообложения. Фискальная служба, понятное дело, не намерена мириться с такой ситуацией.
РГ| Региональные власти не раз заявляли, что укрупнение межрайонных налоговых инспекций за счет ликвидации районных подразделений негативно сказалось на собираемости налогов. Действительно ли это так?
Дуканов| Совсем не так. Если два года назад рост налоговых поступлений составлял 4,9 процента, то в прошлом году - уже 11, в этом - 22. И так как нет видимых причин думать, что рекордный показатель в 22 процента достигнут за счет экономического роста, то этот "прорыв" можно поставить в заслугу налоговой службе, которая активизировала работу по легализации заработной платы, по работе с задолженностью и доначислению налогов (следствие контрольных мероприятий).
Что же касается реорганизации УФНС, то само по себе укрупнение межрайонных инспекций не повлекло за собой полный "исход" налоговых органов из районов. Сейчас в области 17 инспекций и 34 ТОРМа (территориально обособленные рабочие места - своего рода мини-инспекции). Отличие ТОРМов от инспекций состоит в том, что здесь работают только налоговики (численностью от трех до 10 человек) - никакого обслуживающего персонала. Финансовую документацию, бухгалтерию, информационный ресурс - все это обеспечивает инспекция. ТОРМ может выдавать свидетельство о постановке на учет, принимать декларации, давать необходимые консультации, снабжать бланками, здесь могут сверить ваш лицевой счет и принять документы для передачи в районный офис. Одним словом, перечень функций достаточно широк.
Изгнание призраков
РГ| Сергей Сергеевич, сразу по вступлении в должность вы сказали, что Воронежская область - край непуганых фирм-однодневок. Ситуация с тех пор изменилась?
Дуканов| Сильно изменилась. Но я сразу хочу оговориться: у нас есть регионы, где фирмы-однодневки - явление куда более распространенное, нежели в Воронежской области. Здесь зарегистрирована 51 тысяча юридических лиц, из них 40 процентов представляют в налоговые органы нулевую отчетность либо не представляют ее вообще. Потенциально эти организации относятся к группе риска, то есть могут участвовать в схемах по оптимизации налогообложения. Еще один вариант: фирма-однодневка берет на себя основную массу расходов контрагента либо часть уплаты НДС, других налоговых обязательств, а потом в "нужный момент" пропадает. Как только дело доходит до проверки, то выясняется, что указанного налогоплательщика найти невозможно и что организация была учреждена по поддельному паспорту или по документам умершего человека. Есть фирмы с миллионными долгами, где учредителями или руководителями являются подставные лица - часто это социально неадаптированные личности. Например, сейчас идет судебное разбирательство с "коммерсантом", долг которого перед бюджетом составляет 127 миллионов рублей. А этого, с позволения сказать, учредителя нет даже комплекта зимней одежды: то есть, как бы ни закончился суд, нам не удастся взыскать с этого гражданина хоть какую-то сумму. Еще один учредитель фирмы с многомиллионной задолженностью - женщина, злоупотребляющая алкоголем, у которой долг по квартплате - 40 тысяч рублей.
РГ| Как можно бороться с этим явлением?
Дуканов| Сегодня мы выявили группу риска - около 20 тысяч юридических лиц, из них под определение фирм-однодневок попадает 10-15 тысяч организаций, которые будут исключены из реестра (с апреля исключили уже 5,7 тысячи). То есть фактически мы лишаем их правоспособности. После этой процедуры, какие бы сделки ни совершала компания, они будут ничтожны. Кроме того, нами подготовлены и направлены в суд документы более чем на 800 организаций, имеющих задолженность перед бюджетом, для ликвидации их как "отсутствующих должников".
В борьбе с фирмами-однодневками мы используем такой инструмент, как дисквалификация - лишение физического лица права быть руководителем. В этом году мы дисквалифицировали 13 человек - цифра, вроде бы, скромная, но КПД куда больше, если учесть, что каждый из этих граждан является "многостаночником" - учредителем от 50 до 150 фирм. Сегодня по количеству дисквалификаций Воронежская область, как ни парадоксально (мы значительно позже начали этим заниматься), первая в России: в Ростовской области было семь случаев дисквалификации, в Москве - десять.
Народный патруль
РГ| Насколько успешно идет работа по выводу зарплаты из тени?
Дуканов| Динамика здесь неплохая. С мая по ноябрь мы проверили 11,7 тысячи налогоплательщиков, из них 80 процентов подняли уровень зарплаты до прожиточного минимума и выше. Расчет реального уровня заработной платы осуществляется несколькими способами. За точку отсчета можно брать уровень расходов работника. Например, директор официально получает полторы тысячи рублей, но за время руководства предприятием его благосостояние существенно приумножилось - иномарками, загородным домом и так далее. В этом случае мы приходим к выводу, что есть необходимость изучать ситуацию более детально: рассчитываем уровень заработной платы, соответствующий всем этим расходам, затем беседуем с налогоплательщиком, и очень часто эта беседа заканчивается налоговыми доначислениями и легализацией дохода. Еще один способ - сравнительный: мы сопоставляем уровень зарплат на предприятии с заработной платой на другом таком же предприятии. Или применяем хронометраж (способ особенно хорошо подходит для компаний, оказывающих разного рода сервисные услуги): наши специалисты в течение нескольких дней считают убыль, прибыль и в итоге определяют, какие расходы работодатель должен положить только лишь на заработную плату.
Изначально с момента создания межведомственной комиссии по легализации доходов у нас в союзниках была администрация области, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования. Теперь, когда работа по выводу зарплаты из тени начала приносить плоды, у налоговых органов появились новые союзники - сами работники, которые стали активнее звонить на "телефон доверия" и делиться информацией. Очень хорошими союзниками являются обиженные и уволенные: многие дают запротоколированные свидетельские показания - такому документу работодатель, нарушивший закон, уже ничего не может противопоставить. Далее следуют штрафные санкции и доначисление суммы по налогу на доходы физических лиц. По моему личному мнению, все эти меры должны положительно влиять на работодателя, который будет либо осторожнее увольнять людей, либо перед готовящимся увольнением легализовывать большой объем заработной платы.
Вы знаете, к нам раньше никогда не обращались водители маршрутных такси, риэлтеры, строители, а теперь есть обращения и из этих традиционно закрытых сообществ. Это говорит о том, что психология работников меняется в лучшую сторону - они уже не просто хотят получать хорошую зарплату, они хотят, чтобы она стала полностью "белой".
РГ| Кроме информирования оказывает ли общественность еще какую-нибудь помощь налоговым органам?
Дуканов| В этом году мы впервые попробовали один нестандартный способ сотрудничества с общественностью. Бросили клич: нуждаемся в добровольцах, готовых помочь налоговым инспекторам. Откликнулось около 20 общественных организаций: спортивные, молодежные, состоящие из пенсионеров, инвалидов, общество защиты прав потребителей и другие. Мы сформировали из добровольцев бригады, которые шли на проверку вместе с нашими сотрудниками. Зачем все это нужно? Вот типичная ситуация: проверяющий обнаруживает в магазине водку, которой здесь быть не должно ввиду отсутствия лицензии на ее реализацию. Далее развитие событий происходит по одному и тому же сценарию: извини, брат, вчера свадьба была - вот алкоголь и остался, давай все уладим "по-хорошему". Инспектор отказывается от денег, тогда ему начинают угрожать. Если и тут сотрудник "устоял", то местный персонал может запросто устроить провокацию - типа налоговый инспектор чуть не изнасиловал женщину. Один в своем заявлении в милицию так и написал: пришли два специалиста, купили пирожок с яблочным соком, потом открыли барную стойку и собрались насиловать кассиршу. Акт насилия не мог быть совершен, поскольку, мол, автор заявления вмешался и всех разбросал. Я потом сам "допрашивал" этих "насильников", они говорят, что для них такой поворот событий - привычное дело. Так вот, когда рядом с инспекторами в качестве свидетелей были общественники, то не случилось ни одной провокации и ни одной попытки подкупа.
РГ| Нам тоже позвонила "союзница" налоговой инспекции Екатерина Петровна, которая оформляла налоговый вычет ввиду покупки квартиры в налоговой инспекции Ленинского района. Там ей отказались что-либо объяснять по процедуре, сославшись на отсутствие времени, и отправили в платную консультационную службу. Уже потом наша читательница узнала, что для посетителей существует бесплатная консультация…
Дуканов| Мы обязаны предоставлять информацию о том, где можно ознакомиться с правилами оформления налогового вычета, обязаны выдать бланки декларации и сообщить необходимый перечень документов. Если человек затрудняется ответить на какой-нибудь один вопрос, то его, конечно, проконсультируют. Но если посетитель просит заполнить всю декларацию (ничего-де не понимаю), то сотрудник налоговой инспекции не должен оказывать такую услугу - его на это чисто физически не хватит. Понятно, что многие люди с трудом разбираются в финансовых документах, и зачастую здесь требуется помощь профессионала, платная консультация. Я согласен с тем, что вопрос правильного оформления налоговых документов весьма болезненный, поскольку он находится на стыке: иногда трудно определить ту самую грань - где требуется всего лишь справочная информация, а где нужно садиться и добрый час работать с человеком. При всем при том хочу заметить, что инспектор не должен сам за плату в "факультативном" порядке заполнять для вас бумаги, так же как не должен указывать пальцем, куда обращаться за этой услугой.
РГ| В Воронежской области выявляется достаточное количество налоговых преступлений, но они в большинстве своем не заканчиваются уголовным преследованием. В чем причина: слабая доказательная база, "сбой" в расследовании, несовершенство законодательства?
Дуканов| В этом году налоговые органы привлекли к административной ответственности десятки тысяч нарушителей налоговой дисциплины. Что же касается уголовной составляющей, то здесь далеко не все зависит от нас. Но мы поставили перед собой задачу тщательнее готовить материалы в отношении деяний, содержащих состав преступлений. Что это значит? Если раньше мы, выявив какое-либо нарушение, протоколировали его, фиксировали вред и направляли в правоохранительные органы, то теперь помимо этого составляем схемы, использованные для налоговой оптимизации, готовим полный список лиц, участвующих в этой афере, их паспортные данные, собираем сведения - если таковые имеются - о привлечение к уголовной или административной ответственности. Одним словом, делаем все от нас возможное для того, чтобы нарушитель закона понес заслуженное наказание. И, конечно, мы рассчитываем на то, что эти наши усилия не окажутся тщетными.
Что хотелось бы сказать напоследок: 21 ноября налоговая служба отмечает свой профессиональный праздник - День сотрудников налоговых органов, учрежденный президентом РФ в 2000-м году. В связи с чем хочу поздравить весь коллектив воронежского Управления ФНС (а это две с половиной тысячи сотрудников), наших коллег из других регионов Центрального Черноземья, ветеранов налоговой службы, пожелать всего самого наилучшего и, конечно, успехов в работе.