Радость экономистам доставило и октябрьское снижение отпускных цен производителей в промышленности на 2,8 процента. Больше всего цены упали в добывающих производствах - на 10,3 процента. Но незначительная дефляция - 0,5 процента - отмечена и в обработке. Конечно, там она тоже отмечена в отраслях, связанных с добычей сырья. Но все же есть надежда, что импульс удешевления энергоносителей хотя бы немного нейтрализует инфляционное давление потребительского спроса в начале 2007 года.
Правда, как правительственные, так и независимые экономисты указывают на несбалансированность и плохое "качество" роста. В частности, остается сильной зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отечественные производители уступают напору конкурентоспособного импорта.
Более того, со стабилизацией осенью мирового нефтяного рынка несколько ослабел приток нефтедолларов и усилилась концентрация доходов в экспортных секторах. Это означает неизбежное в будущем постепенное замедление экономического роста. Слабым местом почти наверняка будет промышленность, которая уже в 2006 году с 4,3 процента прироста производства хотя и превзошла прошлогодние 4 процента, но явно не дотянула до расчетного прогнозного ориентира в 4,7 процента на 2006 год. Хромает, как уже неоднократно говорилось, и производительность труда. Ее динамика в нынешнем году составляет 6,3 процента, что более чем в 2 раза ниже прироста реальной заработной платы - 13,2 процента за январь-октябрь и 12,6 процента согласно прогнозу на год.
Помимо этого, остается сильным "потребительский акцент" роста, ориентирующий инвестиции в сторону торгово-посреднической деятельности и коммерческой недвижимости. Правда, темпы прироста товарооборота на уровне 12,5 процента пока еще чуть ниже прошлогодних 12,6 процента и даже отстают от реальных зарплат, хотя и опережают динамику реальных доходов. Но здесь расхождения незначительные, что позволяет сделать вывод если и не абсолютной точности оценок, то, во всяком случае, о тесной корреляции тенденций.
В то же время уже началась реализация принятых в последние два года решений правительства, направленных на преодоление негативных тенденций и в конечном счете - на смену модели экономического роста. Во-первых, речь идет о реализации инвестиционных проектов, в том числе с участием частного капитала, направленных на преодоление "узких мест" экономического роста, во-вторых - о мерах повышения доходов лиц, занятых в бюджетном секторе. Это означает, что государство смелее берет на себя компенсационную функцию перераспределения нефтяных доходов для более эффективного стимулирования внутреннего спроса. На очереди - более решительная реализация мер поддержки обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и запуск все еще дремлющего инновационно-внедренческого процесса. Пока достаточно стандартный и, по мнению бизнеса, неполный пакет мер, разработанных минэкономразвития, кажется, безнадежно завис в межведомственных согласованиях. Более энергично идет отбор проектов, которые будут финансироваться частично за счет средств Инвестфонда. Однако даже правительственные экономисты признают, что для запуска полномасштабного общеэкономического механизма обновления основного капитала и технологической модернизации одного Инвестфонда, особых экономических зон и Банка Развития будет недостаточно. И более активная роль правительства, и стимулирование перераспределения ресурсов в пользу обработки, развития инфраструктуры и инновационного бизнеса потребуют, прежде всего, на порядок более высокого качества и "прозрачности" работы госаппарата.