В Марий Эл спасают дорожную отрасль

Но эти суммы вряд ли спасут "утопающего"… Как и во многих других субъектах РФ, состояние марийских дорог стало притчей во языцех. Трассы требуют серьезной реконструкции, увеличения объема текущих работ по содержанию и ремонту, а главное - стабильной и прозрачной системы финансирования.

По информации государственного учреждения РМЭ "Марийскавтодор", расходы по содержанию дорог составили в 2006 году всего 33 процента от потребности. В следующем году этот показатель увеличится ненамного - до 44 процентов. Однако у небесной канцелярии своя "бухгалтерия": интенсивность снегопадов и количество гололедов никак не вяжутся с дорожным бюджетом. И если зимой от "стопроцентной" уборки никуда не деться, то летом ямочный ремонт придется выполнить только на основных дорогах до райцентров. На подъездные пути к населенным пунктам муниципальных образований не хватит средств.

Уже сейчас в правительстве РМЭ оговаривается увеличение финансирования дорожного хозяйства во втором полугодии 2007 года дополнительно на 50 миллионов рублей. Эти средства из казны республики пойдут на проведение крайне необходимого ремонта дорог, на обеспечение безопасности дорожного движения. Между тем, требуются кардинальные меры, чтобы наконец-то распрощаться с российской бедой - бездорожьем.

Сегодня в перечень субъектов, полностью обеспеченных финансовыми средствами на содержание дорожного хозяйства, попадают только 26 регионов, средний уровень финансирования имеют 9. Но, к сожалению, у 52 регионов остается уровень ниже среднего. Кстати, Республика Марий Эл находится в разряде низкообеспеченных финансовыми ресурсами регионов, и этот показатель в 2 раза ниже среднего уровня по России. Это стало следствием субъективного распределения средств. К примеру, Марий Эл на протяжении нескольких лет субсидии из федерального бюджета выделялись в одном и том же объеме - около 150 миллионов рублей в год, несмотря на то, что потребность на содержание и ремонт дорог была удовлетворена только на треть, а строительство дорог полностью свернуто.

Как известно, сейчас главная задача у дорожников республики - сохранение тех дорог, что были построены десятки лет назад. Однако у специалистов связаны руки, потому что направить субсидии на ремонт дорог невозможно. "Федеральные" деньги предназначены лишь для строительства. Но на сегодняшний день более чем 73 процентам дорог Марий Эл требуется новый слой покрытия. Республика перешагнула за 2,5 тысячи километров необходимого ремонта.

В прошлом году марийские специалисты привели в порядок всего 11 километров разбитых дорог, что составило 0,5 процента от общей протяженности трасс. Если дорожники будут и впредь ограничены в праве распоряжаться субсидиями, то реальна угроза сокращения действующей дорожной сети.

Что касается строительства, то на сегодня здесь определены приоритеты при отборе проектов для финансирования. Как известно, к ним относятся реконструкция перегруженных участков дорог, программа повышения безопасности движения, программа по строительству внеклассных мостов. Один из таких проектов - мост через реку Ветлуга на автодороге Коротни - Марьино реализован в Республике Марий Эл в прошлом году. Новый мост не только решил одну из проблем республики - соединил транспортной связью с "большой землей" Юринский район, но и обеспечил по левому берегу реки Волги связь Йошкар-Олы с Нижним Новгородом. Для этого буквально месяц назад было сдано в эксплуатацию 8,8 километра дороги до границы с Нижегородской областью. Таким образом, асфальтом соединились две столицы, два субъекта РФ. Примечательно и то, что теперь благодаря новому транспортному сообщению начнет развиваться экономика Воскресенского района Нижегородской области, Юринского и Килемарского районов Марий Эл. Возможно, возродятся не только малые, но и крупные предприятия, которыми когда-то славились эти населенные пункты.

   КОММЕНТАРИЙ

Александр Сальников,

директор ГУ "Марийскавтодор", депутат ГоссобраниЯ РМЭ:

- Специалисты многих регионов, в том числе и Марий Эл, возлагают большие надежды на поручение президента РФ о внесении в Госдуму РФ до 1 марта 2007 года проекта Закона об автомобильных дорогах. Он как раз и должен предусмотреть устойчивые источники финансирования дорожной отрасли.

Для того чтобы выправить ситуацию, должен быть задействован механизм выравнивания бюджетной обеспеченности. Размер перераспределяемых средств требуется утверждать в законе о федеральном бюджете. И перераспределение всей этой суммы хорошо бы осуществлять по публичной методике, единой для всех регионов.

На региональном уровне, по мнению специалистов Марий Эл, ситуация в отрасли может в корне измениться с возрождением территориальных дорожных фондов. Но новые дороги появятся не при наличии ТДФ, а при наличии полноценных источников доходов, которые наполнят дорожный фонд в размере 3-4 процентов от валового регионального продукта. В доходы будущих территориальных фондов, кроме традиционных источников, может быть направлена часть НДС в размере 3-4 процентных пунктов. И это решение должны принять наши депутаты Государственной Думы.