Характерно при этом, что выставка проходит в рамках крайне престижного художественного форума Арт-Базель. Правда, в саму Швейцарию наших художников практически не пускают, во всяком случае с отдельными проектами. Тогда была предпринята попытка войти в Базель через задний вход филиала ярмарки - в Майами.
Идею выдвинул год назад известный арт-деятель Ник Ильин, представитель фонда Гуггенхайма в странах Европы, большой друг России, недавно получивший из рук президента орден Дружбы народов. По его мнению, художественный мир должен больше знать о современных русских художниках. И авторитетнейший Арт-Базель, даже на своих выселках в Майами, - самое приспособленное для этого место.
Сам Арт-Базель, в котором принимают участие ведущие мировые галереи, существует с начала 1970-х. Арт-Базель во Флориде - с 2001 года.
В российском проекте Modus R примут участие 19 художников разной степени известности. На их общем фоне Сергей Бугаев-Африка, Давид Тер-Оганьян, Анатолий Осмоловский выглядят сущими мастодонтами. Около четырех десятков произведений это, как правило, инсталляции, видео, "объекты", фотографии, есть немного живописи и графики - в общем, все то, что обычно можно увидеть на выставках современного искусства.
Что такое буква "R" в названии выставки, кажется, не решили еще даже сами ее организаторы. То ли Россия, то ли революция, то ли реконструкция. Отсыл к знаменитому русскому формализму 1920-х годов выглядит как рекламный ход, способный привлечь внимание иностранца к нашему нынешнему искусству. То, что представлено в проекте, бесконечно далеко от русского авангарда, рожденного духом революции 17-го года и ставшего едва ли не единственным нашим оригинальным вкладом в мировую культуру.
Наоборот, здесь налицо попытка "стать с веком наравне", соответствуя мейнстриму западного галерейного искусства и арт-рынка. Организаторы Modus R говорят о себе, как о "некоммерческом проекте в рамках коммерческой ярмарки", чтобы придать хоть какую-то известность кому-либо из наших художников: вдруг кто-то клюнет, а потом и пригласит в Швейцарию на настоящий Арт-Базель.
Сумма, в которую обошелся проект, поддержанный группой спонсоров, радеющих за родной contemporary art, не называется. Знающие люди оценивают ее "примерно в четыре-пять Ferrari". Нормальная страна должна представлять такие проекты по штук шесть в год в разных городах мира, иначе на рынке современного искусства нашим художникам делать нечего.
Особые надежды связываются со специальным проектом "Пила", задуманным художником Андреем Филипповым еще в конце 1980-х. Сначала "Пила" демонстрировалась в эскизе, потом в 5-метровом макете. Для нынешней выставки ее сделали величиной 9,5 метра из металла. Так она нашла себе место. Придуманная в момент падения Берлинской стены, огромная пила с зубцами от Кремлевской стены уходит в небо и в глубь земли одновременно, символизируя собой то ли политический, то ли религиозный раскол, который несет Россия. Тогда же, в конце 1980-х, кстати, художником была сделана самая известная его инсталляция "Тайная вечеря", где на накрытом столе рядом с тарелками лежали не вилки с ножами, а серпы с молотами.