Сергей Лавров сделал ряд "колких" заявлений на сессии глав МИД ОБСЕ

"ОБСЕ все еще продолжают использовать как площадку, где можно попытаться протолкнуть односторонние политизированные подходы к известным "замороженным" конфликтам, которые не имеют ничего общего с реальными усилиями по их урегулированию", - заявил Лавров на открытии заседания.

В первую очередь глава российского внешнеполитического ведомства имел в виду ситуацию в Грузии и Молдавии. Лавров выступал седьмым, но по остроте сделанных им заявлений и количеству их цитирований явно вышел в лидеры.

Еще два года назад на таком же заседании СМИД ОБСЕ все участники переговоров пришли к выводу, что организация по безопасности и сотрудничеству в Европе нуждается в серьезной реформе. Однако, по мнению Москвы, с которым полностью согласились представители Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, воз и ныне там. "Часть участников ОБСЕ взяли курс на блокирование реформ. Не осмеливаясь говорить об этом открыто, они пытаются свести все дело к мелкому, ничего не значащему по сути латанию фасада и скорейшему, уже в этом году, объявлению реформы "оконченной", - говорится в заявлении российского МИД, сделанном накануне открытия встречи в Брюсселе.

Москва категорически не согласна с идеей сворачивания реформ. Более того, если в Брюсселе ко вторнику участники встречи не примут реальный план реорганизации ОБСЕ, Лавров фактически предлагает начать процесс ликвидации этой организации. "Или мы реально возьмемся за исправление дисбалансов в функционировании ОБСЕ, к чему Россия давно и настойчиво призывает, - объявил принципиальную позицию российской стороны глава МИД России. - Или мы узаконим статус-кво и, соответственно, переименуем ОБСЕ, например, в "Организацию по гуманитарным проблемам". А затем, по словам Лаврова, каждая из стран будет решать, вступать ли ей в новую структуру.

Россия явно от этого откажется, поскольку на данный момент к тому, что происходит в ОБСЕ, у наших дипломатов скопилось слишком много вопросов. Так, до сих пор не удалось возродить изначально присущую ОБСЕ функцию одного из главных форумов для диалога и принятия решений по действительно значимым вопросам общеевропейской безопасности. Изначально все договоренности, связанные с вопросами безопасности, входили в так называемую первую "корзину". Правда, по словам Лаврова, на данный момент она практически пуста. Хотя наполнением именно этой "корзины", считает российский министр, стоило бы заниматься в приоритетном порядке.

Вместо этого центр тяжести в работе ОБСЕ перенесен в гуманитарную и правозащитную сферы. Больше всего нареканий у России вызывает работа Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Дело в том, что БДИПЧ организует свою работу, в первую очередь наблюдение за выборами в отдельно взятых странах, на основе ни с кем не согласованных внутренних инструкций Бюро. Но при этом оценки экспертов БДИПЧ нередко становятся настоящим "оружием" в геополитической борьбе. Так выводы наблюдателей от ОБСЕ, которые были озвучены уже на следующее утро после проведения первого тура президентских выборов на Украине, стали отправной точкой для начала "оранжевой" революции. И это далеко не полный список претензий Москвы к ОБСЕ.

И все же Россия продолжает рассчитывать, что уже начатые реформы организации по безопасности и сотрудничеству в Европе еще имеют будущее. Во всяком случае, Лавров ставить крест на ОБСЕ не спешит: "Мы готовы к конструктивному взаимодействию со всеми партнерами в интересах вывода ОБСЕ из затянувшегося кризиса".