Напомним, что по поручению правительства минфин должен был придумать, как разделить действующий Стабфонд на резервную "неприкасаемую" часть и так называемый Фонд будущих поколений. Ожидалось, что концепция Фонда будущих поколений будет озвучена уже до 1 декабря. Но буквально пару недель назад Алексей Кудрин сообщил, что из-за большого объема информации, требующей анализа, эта работа несколько затягивается. Впрочем, он обещал представить свой проект разделения Стабфонда в ближайшее время и осторожно намекнул журналистам о возможности появления новых нестандартных решений. Кстати, минфин вывесил на своем сайте сообщение об управлении средствами Стабфонда. С 24 июля (даты, когда Стабфонд разместили на валютных счетах Центробанка) по 1 декабря 2006 года доход от управления "нефтяной копилкой" составил 0,83 миллиарда долларов США, а расчетная доходность составила 11,68 процента годовых в долларах США. И это неплохой результат - первоначально минфин планировал доходность в пределах 3-4 процентов годовых.
Однако "с точки зрения долгосрочного инвестиционного горизонта" вопрос повышения доходности "остается актуальным", предупреждает минфин. Ведомство предлагает расширить перечень долговых обязательств иностранных государств, в которые вкладываются деньги Стабфонда. Но самое главное - Кудрин мечтает избавить российскую экономику от сырьевой зависимости. Для этого минфин разработал и направил в правительство предложения по формированию Нефтегазового фонда. В информационном сообщении о них подробно не рассказывается. Однако министр детально прописал механизм формирования такого фонда в своей статье, опубликованной вчера в СМИ.
В Нефтегазовом фонде, созданном на основе и вместо действующего Стабфонда, министр предлагает аккумулировать не только сверхдоходы от экспорта нефти, но и "газовые" деньги. А доходы бюджета четко разделить на те, что поступают от нефти и газа и на все прочие. Эта идея не нова - в августе минфин уже выступал с подобными рекомендациями в Методологии формирования ненефтегазового баланса бюджета России. Но теперь они несколько видоизменились. Так, в Нефтегазовый фонд на специальный счет должны поступать налог на добычу полезных ископаемых на нефть и газ, вывозные пошлины, налог на прибыль от реализации нефтегазовой продукции, доходы от различных форм участия в капитале и дивиденды по акциям, находящимся в собственности государства, поступающие от нефтегазовых предприятий. И кроме того - доходы от деятельности совместного предприятия "Вьетсовпетро". Что же касается акцизов на углеводороды, включенных в Нефтегазовый фонд в прежнем варианте, их Кудрин из нового перечня исключил. Кроме того, министр предлагает убрать из Бюджетного кодекса понятие о цене отсечения, заменив его на "нефтегазовый трансферт". Именно за счет этого трансферта и должен будет покрываться дефицит бюджета "без нефти и газа". При этом размер "покрытия" должен быть закреплен законодательно в процентах от ВВП.
Сам же фонд должен быть, как и предполагалось ранее, поделен на две части - Резервный фонд и Фонд сбережений (аналог Фонда будущих поколений). Резервному фонду отводится роль "подушки безопасности", его предлагается установить на уровне 7 - 10 процентов ВВП. А деньги Фонда сбережений рекомендовано вкладывать так, чтобы они обеспечили безбедную жизнь россиян после того, как нефтегазовые ресурсы будут исчерпаны. Кстати, по оценке МПР, на которую ссылается Кудрин, нефтяных запасов хватит на 40 лет.
Если на текущее потребление тратить 2,2 процента ВВП, то к 2030 году Фонд сбережений составит 94 процента ВВП, а к 2049 году - 149 процентов ВВП, подсчитал Кудрин. И даже при таком раскладе расходы федерального бюджета можно сохранять практически на нынешнем уровне, в пределах 17 процентов ВВП еще двадцать лет после исчерпания ресурсов. Затем размер трансферта можно постепенно сокращать, но в случае воспроизводства нефтегазовых запасов ограничения могут и не понадобиться. И именно такой вариант расходования средств министр считает наиболее разумным.
Впрочем, есть у Кудрина и другое предложение - тратить нефтегазовые доходы в большем объеме уже в ближайшее время. Это позволит нарастить расходы на 2-3 процента ВВП. Но в таком случае накопленный объем фонда будет значительно меньше, и хватит его на значительно меньший срок - максимум на пять лет после 2046 года. Соответственно бюджетные расходы надо будет существенно сокращать.
Кстати, в случае если Стабфонд будет реорганизован, то средства будущего Фонда сбережений могут быть вложены в так называемые высокодоходные рискованные активы - акции, корпоративные облигации, рассказал вчера корреспонденту "РГ" начальник отдела по управлению средствами Стабфонда Петр Казакевич. Но инвестироваться они будут на длительный срок, и это обезопасит вложения от резких колебаний курса этих бумаг на рынке. Однако прежде потребуется внести изменения в Бюджетный кодекс, и на это уйдет не меньше года.
Между тем минфин уже сейчас предлагает правительству расширить перечень из 14 государств, в ценные бумаги которых разрешено вкладывать деньги Стабфонда. Он не уточнял, о каких именно государствах может идти речь, но сказал, что, скорее всего, это будут европейские страны. По предложению минфина, их инвестиционный кредитный рейтинг должен находиться в высшей категории "А", но ниже установленного сейчас рейтинга 3А на две "ступеньки". Кроме того, минфин вместе с Центробанком прорабатывает возможность расширения списка иностранных валют, в которые инвестируются средства Стабфонда. Напомним, что сейчас 45 процентов Стабфонда хранится в долларах, столько же - в евро, еще 10 процентов - в английских фунтах стерлингов. Причем перечень госбумаг и валют может быть изменен уже в следующем году, не исключает Казакевич.