Тем не менее в почте редакции немало писем, авторы которых высказывают не только конкретные просьбы или претензии, но и размышляют о судьбах страны, о ее проблемах и о том, как эти беды преодолеть. Люди дают власти советы и рекомендации, искренне надеясь, что "наверху" их все-таки услышат.
По данным опросов, которые недавно опубликовал Левада-Центр, лишь 6 процентов россиян "очень интересуются" политикой, "скорее интересуются" - 31 процент, "скорее не интересуются" - 41, совсем равнодушны к политике - 21 процент. Однако это вовсе не означает, что людям действия власти безразличны. Скорее в этом оценка качества обратной связи между государственными органами и обществом, ради которого они трудятся.
По данным того же социологического центра, в целом удовлетворены тем, что происходит в стране, 32 процента россиян. В той или иной степени высказали свою неудовлетворенность 65 процентов. 44 процента тех, кто считает, что "страна движется по неправильному пути, - это многовато. Но еще более тревожно то, что почти три четверти россиян (81 процент) обеспокоены тем, что происходит в морально-нравственной сфере общества. При том что 77 процентов жителей РФ одобряют деятельность президента страны Владимира Путина, только 11 процентов сказали, что "граждане нашей страны защищены властью", а 67% считают себя перед ней "беззащитными".
В своих письмах читатели "РГ" размышляют о том, как все-таки изменить ситуацию к лучшему и кто этим в первую очередь должен заняться.
О национальной идее
10 лет назад "Российская газета" организовала конкурс - поиск российской национальной идеи. Но всколыхнулся такой рой откликов, что дискуссию пришлось свернуть, оставив искать решение будущим поколениям. А проблемы остались. Их надо не только решать по мере возникновения, но и предвидеть. Дискуссии (в том числе и на страницах вашей газеты) идут и по сей день. В них вся палитра мнений - от наивности до глубоко продуманных и выстраданных тезисов. Нет лишь одного: попыток объединить их в сколько-нибудь стройное целое.
Российский народ на протяжении всей своей истории хотел жить по справедливости, счастливо. Живет ли он сейчас так? У нас многие политики и почти все законодатели выступают за то, чтобы "всем было хорошо и никому не было плохо". Но известно, куда ведет дорога, вымощенная благими пожеланиями. Вне законов, вне механизмов их выработки и наполнения, вне субъекта их исполнения, ни справедливости, ни счастья для всех быть не может. Мы должны быть творцами законов, по которым мы живем, которые должны считать своими, учитывающими дух народа. Для этого нужно гражданское общество и правовое государство, во главе которого стоит ЗАКОН, перед которым ВСЕ равны. Нужна сущность политического организма, состоящая, по Жан-Жаку Руссо, в согласовании повиновения и свободы - ГРАЖДАНИН. Гражданин активный, ответственный, с высокой внутренней культурой.
Еще нужна вера, которая в условиях стремительного сближения науки и религии, объединяет как верующих, так и атеистов. Те и другие так или иначе верят в разум, справедливость, целесообразность, мировое совершенство.
Юрий Лазарев, г. Санкт-Петербург.
Об экономической основе для партий
Создание классической многопартийной системы возможно лишь при условии надлежащих экономических преобразований - формирования рыночной экономики, развития свободы предпринимательства и конкуренции, что актуально для России начала XXI века. В юридической сфере к этой цели надо идти, создавая более эффективное экономическое законодательство, в том числе антимонопольное, обеспечивающее мощную государственную поддержку развитию мелкого и среднего предпринимательства. Особенно это важно в сфере производства, а не только торговли. Производство должно функционировать не при системе административной ВЛАСТИ, а при государственном секторе ЭКОНОМИКИ. В целом экономическое развитие России, ее экономическое законодательство должно быть ориентировано на создание экономических условий под становление многопартийной системы. Тем самым будет достигнута и главная цель - повышение благосостояния общества.
Жанна Овсепян, профессор Ростовского государственного университета, г. Ростов-на-Дону.
О врагах настоящих и мнимых
Смешно и грустно, если власть опасается национал-популистов. С чего бы ей бояться подростков в кожаных куртках и болтунов из "элиты", пытающихся сыграть в националистическую игру. Нас пугают "неофашистами". Но, по-моему, России до Веймарской республики еще очень далеко. Детскими играми выглядят наши партии и политическая борьба по сравнению с германскими в 20-х - начале 30-х годов прошлого века. У нас сегодня пародия на партии: сплошь функционеры, чиновники, маргиналы. У них же в то время были миллионные партии на 62-миллионную страну. У нас - жалкий лепет телевизионных дискуссий, у них - многотысячные демонстрации на улицах и столкновения с полицией
Опасность в другом. Территория для баз, лагерей, складов - вот что притянет в Россию мировых террористов. И, возможно, среди местного населения не найдется никого, кто сообщит "куда следует" о подозрительных людях. Поскольку все политики достали так, что дальше некуда, а "враги" всегда выглядели карикатурно.
Геннадий Белоглазов, Мурманск.
О местной власти
Какую сторону современной жизни России ни возьми - везде торжествует принцип "разделяй и властвуй". 15 лет назад нас одномоментно поделили на богатых и бедных, хозяев и рабов. Но не только нас. Согласно Конституции власть поделили на богатую государственную и нищую муниципальную. А саму государственную власть поделили на центральную и региональную. "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти", гласит статья 12 Конституции, и значит, кто не попадает в круг избранных, того снимают с довольствия. И бюджетная система смонтирована в соответствии с этим принципом. Местная власть без денег - "побирушка", а значит, реального местного самоуправления нет.
Регионы делятся на "доноров" и "дотационные". Служащие - на "нормальных" бюджетников (госслужащие, прокуроры, судьи) и бюджетников "вульгарис" (учителя, врачи). И даже инвалидов-льготников поделили на федеральных и региональных.
Раз в четыре года нас убеждают в том, что, только сплотившись, мы имеем шанс выжить. Оспорить это сложно. Но после выборов оказывается, что выживать простым смертным приходится поодиночке.
Николай Архипов, с. Бессоновка, Пензенская обл.
О Посланиях президента
По своему правовому положению и общественно-политическому назначению президентские Послания уступают лишь Конституции. Однако порядок представления Посланий предопределяет их нежизненность. Не в пример даже советской бюрократии, нынешней "демократии" даже пресловутое "одобрямс" не нужно. Принять к сведению и к исполнению - к этому сводится процедура представления Посланий президента. Это явно армейский порядок. Но в отличие от армии они лишь принимаются к сведению. С исполнением получается "как всегда". Если бы продекларированные в Посланиях цели политики были достигнуты, то Россия по уровню развития и благосостояния людей по меньшей мере стояла бы близко к США.
В. Потапов, Московская область.
О нацпроектах и шарлатанах
В России объявлены и исполняются приоритетные национальные проекты. За них бьется первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Но почему нет рекламы этих проектов? Ведь они касаются всех россиян. И граждане должны знать, что это такое, чего им следует ожидать и что требуется лично от каждого. Зато есть много рекламы чудодейственных лекарств. И давно известно, что некоторые из этих лекарств опасны для организма человека. Рекламодатели, похоже, хотят, чтобы люди к колдунам и знахарям ходили, а не к врачам. Пока это будет продолжаться, Дмитрий Медведев будет просто сотрясать воздух.
Валерий Кабанов, г.Тамбов.
О внешнем мире и внутренних бедах
России в своей политике неизбежно приходится учитывать интересы других развитых государств, которые влияют на нее. Приходится лавировать, вырабатывать соответствующую позицию. Поэтому представляется, что слово "суверенитет" - архаизм. Либо его смысл нуждается в уточнении.
Противоречие нынешнего понимания "суверенитета" по-российски состоит в его происхождении, генезисе, в диспропорции между внутренней и внешней политикой. Россия укрепляет в первую очередь внешнюю составляющую, недооценивая внутренние проблемы. Кажется, что США и страны Западной Европы свой суверенитет обрели иным путем: сначала долго решали внутренние проблемы, обеспечивали экономический успех и стабильность, а потом эволюционно стали влиять на другие страны. И главным, непобедимым орудием их влияния стала именно экономическая экспансия. Россия и СССР, напротив, пытались влиять на чужие суверенитеты, испытывая при этом острые проблемы внутри страны, в том числе экономические. Многие наши государственные деятели прошлых лет, включая царей, зачастую рассуждали так: "Главное - повлиять! Показать силу и мощь! А народ потерпит".
Владимир Калинин, Рязань.
Подготовил Павел Дульман