Кому доступно "доступное" жилье

Российская газета | Как началось выполнение приоритетного нацпроекта в 2006 году?

Владимир Яковлев | Сегодня можно говорить о том, что целый год был направлен на подготовку законотворческой базы. Для рождения ребенка требуется, как вы знаете, девять месяцев, а для рождения и развития любого проекта требуется от трех до пяти лет. Это сложный механизм, сложная задача. Но могу сказать, что по первому году мы можем говорить уже о некоторых результатах.

В рамках федеральной целевой программы "Жилище", которая является одним из инструментов реализации этого проекта, мы должны ввести 50 млн. квадратных метров жилья. За прошлый год эта цифра составила 43 млн. квадратных метров. За девять месяцев у нас построено 30 млн. квадратных метров. Как правило, ввод объектов в основном происходит в последние месяцы года, и есть все основания рассчитывать, что эти 50 млн. квадратных метров будут обеспечены.

РГ | Что получилось, что, может быть, не получилось?

Яковлев | Федеральная программа "Жилище" представляет собой четыре подпрограммы и два мероприятия. Первая подпрограмма - это обеспечение жильем тех жителей, которым государство должно по закону предоставить жилье. Это 133 тыс. квартир до 2010 года для военнослужащих, уволенных либо увольняемых в запас, для "чернобыльцев", переселенцев, ветеранов, инвалидов.

Вторая подпрограмма - обеспечение жильем молодых - 182 тыс. квартир до 2010 года.

Еще две важные подпрограммы - это инженерная подготовка территорий для строительства жилья и модернизация жилищно-коммунального хозяйства. Опять - в целях обеспечения будущего объема строительства.

Ну и, конечно, очень важное мероприятие - это развитие ипотечного кредитования.

Теперь по сути: что удалось, что не удалось. Программа государственных жилищных сертификатов выполняется. По молодым семьям практически выполнили обязательства 2005 года, решаем задачу и по шестому году. По программе модернизации жилищного фонда - это выделение прямых денег на условиях софинансирования субъектами. Открытие финансирования, правда, запоздало. Но тем не менее подпрограмма также выполняется.

Одна из сложнейших проблем, как оказалось, - инженерная подготовка участков под новое строительство. За последние 15 лет эта работа практически не велась: дорого, сложно, генеральные планы не везде присутствовали, территориальных планов развития не было, поэтому местные власти предоставляли те участки, которые были более доступны. При этом часть земли использовалась без конкурсных процедур, с передачей конкретным застройщикам. Возникла масса вопросов. Активно работали ФАС и прокуратура.

РГ | Но если разрешения на строительство выдавали незаконно, землю неправильно раздавали, кто-то должен за это ответить? Или опять все спустили на тормозах?

Яковлев | Надо сказать, принятие Градостроительного кодекса и других законов, принятие самой национальной программы и участие в ней самых высоких руководителей во многом повлияли на региональные и местные власти, в том числе и на процесс передачи земли, в положительном смысле.

Многие руководители территорий, понимая ситуацию, принимали решения без вмешательства прокуратуры. О чем речь? Земли отдали как бы "впрок", и некоторые бизнесмены думали, что на этом они заработают: годами будут участки держать и помаленьку эту землю осваивать или перепродавать. Но их предупредили, что такого не будет все равно. И поэтому пошел процесс в обратную сторону: неосвоенные участки вновь выставлять на торги. Тем не менее о масштабах подобных нарушений говорит тот факт, что за 2005-й и неполный 2006 год прокуратура дала более 17 тыс. предостережений, 4,5 тыс. административных нарушений рассмотрено с принятием соответствующих выводов, возбуждено 600 уголовных дел.

РГ | Все программы напичканы какими-то конкурсами, отборами и положениями. Зачем так сложно, если наши чиновники все равно, если надо, своруют? Почему нельзя просто давать городам или селам деньги?

Яковлев | Ну, первое, нельзя во всех чиновниках видеть жуликов. Для чего нужны конкурсные процедуры? Для того, чтобы был прозрачный механизм, чтобы не келейно, а конкретно, адресно предоставлялась земля, адрес для достройки, либо еще что-то. В конкурсе могут участвовать все желающие, кто реально может приобрести, взять в аренду или достроить то или иное здание.

Поэтому считаю, что конкурсные процедуры являются основой для борьбы с криминализацией, коррупцией, с чем угодно, связанным с нарушением законодательства. Другой разговор, что бывают случаи, когда конкурсы являются формальностью и все равно участок в итоге получает близкая к администрации компания. Здесь уже задача прокуратуры проверить правильность и нейтральность принятых решений.

РГ | Еще вопрос по проведению земельных аукционов. У нас, как известно, используется схема "на повышение", когда аукцион выигрывает инвестор, который готов заплатить за участок больше денег в городской бюджет. Эти затраты инвестор включает в стоимость метра, и цена жилья растет. В Казахстане, например, аукционы проводятся "на понижение", участок достается компании, которая готова выполнить проект и продать метры по наиболее дешевой цене. Может быть, и нам, с учетом того, как дорожает у нас жилье, стоит присмотреться к этому опыту?

Яковлев | Да, в Казахстане есть так называемая экономическая зона, где заранее установлены параметры строительства. Условно - 300 долларов за квадратный метр. Это максимальная цена, и все остальное играет на понижение. Мы тоже такие предложения сейчас готовим. Правда, не могу сказать, что местные власти нас в этом поддерживают. Для чего стараются, чтобы земля ушла на аукционе как можно дороже? Чтобы получить дополнительные средства в бюджет. Но власти не задумываются, что жилье-то покупать будут граждане, а мы говорим о доступности жилья.

Правда, деньги, вырученные на аукционе, должны уходить на инженерную подготовку участков. Если что, придется нам даже в законодательной форме это прописывать, чтобы это положение выполнялось.

РГ | Какие еще причины серьезного роста цен на жилье не только в столицах, но и в целом по стране? Власть собирается что-то делать?

Яковлев | Еще одна серьезная причина - обременение, которое ложится на себестоимость. Неслучайно я называл: лишь 46 процентов в цене составляет себестоимость строительства жилья, все остальное - претензии города на дополнительное развитие соцсферы, на те же дороги, детские сады. Вроде все это надо, но не задумываются власти опять же о том, что это ложится бременем на квадратный метр и на того гражданина, кто покупает.

Еще одна причина - посреднические конторы. Во многих городах мы сейчас сталкиваемся с ситуацией, когда продавцы придерживают квартиры, в результате искусственно создается ситуация, при которой выгодно держать пустующее жилье, не продавать, потому что цена на квадратный метр растет значительно быстрее инфляции. И некоторым конторам, которые занимаются такого рода бизнесом, ничего не надо придумывать, производить, и строить не надо - купил и держи у себя.

В связи с чем это происходит? Только в связи с тем, что есть дефицит.

"Лекарство" одно - больше строить.

Справка "РГ"
Кто строит больше всего?

В этих регионах за 10 месяцев 2006 года построено более 0,3 квадратного метра на одного жителя:

Московская область
Ненецкий автономный округ
Чувашская Республика
Калининградская область
Астраханская область
Белгородская область
Москва
Краснодарский край
Омская область

От редакции
Полностью с вопросами и ответами интернет-конференции можно ознакомиться на официальном сайте Совета при президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике www.rost.ru.