По оценке Всемирного банка, в этом году ВВП России может вырасти на 7,0 процента по сравнению с 6,4 процента в 2005 году. Уже по итогам 10 месяцев 2006 год ВВП России "перешагнул" официальный прогноз годового роста в 6,6 процента, прибавив, по оценке минэкономразвития, 6,8 процента.
Хороший рост плохого качества
Однако это достижение, по мнению экспертов ВБ, - скорее удача, чем заслуга экономики: рост по-прежнему сосредоточен в "неторгуемых" секторах и услугах для внутреннего рынка, которые получили преимущества в результате сильного рубля. Почти половину роста ВВП в первом полугодии 2006 года обеспечили торговля и строительство, в то время как темпы обрабатывающей промышленности продолжали снижаться. О чем, кстати, неоднократно писала и "Российская бизнес-газета".
Правда, эксперты минэкономразвития увидели в этом и позитивную сторону: экспансия импорта и торговли, по их мнению, как раз создала конкуренцию, вынудив отечественных производителей наращивать производство потребительских товаров. Но логика здесь ущербная: все эти производства в конечном счете сами используют импортное сырье и материалы и ориентируются на тот же "нефтедолларовый" спрос - доходы экспортеров, бюджетная накачка спроса плюс кредитная экспансия банков. Что это за рост, и какой от него прок - вопрос, что называется, риторический.
Нелюбимая обработка
А вот дальнейшее развитие обрабатывающего сектора, на долю которого и так приходится самая скромная часть частных инвестиций, может сдержать и грядущее повышение цен на энергоресурсы. "Стагнация производства, необходимость больших инвестиций в топливно-энергетическом комплексе и быстро растущий внутренний спрос вызывают все большее беспокойство...
Более высокие тарифы (на энергоресурсы) могут стать еще одним ограничивающим фактором роста обрабатывающего сектора России", - говорится в докладе Всемирного банка.
В то же время признается, что обеспечение газового сектора и электроэнергетики достаточным количеством инвестиций в среднесрочной перспективе остается одним из наиболее критических вопросов для будущего развития России.
Львиную долю этих вложений РФ, неохотно пускающая иностранцев в стратегические отрасли, скорее всего, обеспечит за счет внутренних источников, что, вероятнее всего, будет компенсироваться за счет роста тарифов, говорится в докладе. То есть расширенное воспроизводство капитала опять пойдет мимо обработки и высоких технологий.
На той же игле
Если не произойдет очередного резкого повышения цен на нефть, положительное сальдо счета текущих операций РФ будет постепенно снижаться, считает Всемирный банк. Что же, это не новость. "В этих условиях устойчивость платежного баланса России будет все больше зависеть от состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами. В отсутствии существующего сегодня мощного "буфера" в виде значительного профицита счета текущих операций приток волатильного краткосрочного капитала может вызвать серьезные проблемы", - говорится в Докладе.
Одним из способов "сглаживания" ситуации Всемирный банк считает привлечение большего объема прямых иностранных инвестиций. Правда, они также пойдут с удовольствием либо в топливо и сырье, куда их не пустят, либо в быстроокупаемое импортозамещение: пищевая, легкая промышленность, сборочные предприятия автопрома и бытовой техники. А вот электроника уже неконкурентоспособна, вкладывать же в станкостроение, приборостроение и НИОКР желающих нет - разве что с целью "подобрать" остатки научно-технического задела. Хотя и подбирать, честно говоря, уже нечего.
Подвижный баланс
Платежный баланс РФ, не первый год вкушающий все плюсы и минусы мощного притока нефтедолларов, в январе - июне этого года вел себя традиционно - сальдо счета текущих операций демонстрировало стремительное повышение благодаря росту цен на нефть и газ и вопреки очень высокому приросту импорта на фоне медленного увеличения физических объемов экспорта. Даже 26-процентный рост импорта в первом полугодии не помешал РФ показать рекордный профицит счета текущих операций на уровне 56,5 миллиарда долларов, что на 32 процента превысило значение первого полугодия 2005 года.
Однако уже в третьем квартале 2006 года при продолжающемся быстром росте объемов импорта профицит счета текущих операций снизился, и, по предварительным данным, положительное сальдо счета текущих операций за третий квартал составило 14,2 миллиарда долларов по сравнению с 19 миллиардами в третьем квартале 2005 года.
Довольно спорный вывод ВБ, что более быстрый, чем ожидалось, экономический рост помог абсорбировать также быстро прираставшую на фоне притока иностранного капитала денежную массу, а также поглотил негативный эффект от увеличения в 2006 году расходов бюджета на 0,6 процента ВВП от запланированного уровня.
Инфляция "спряталась" в 2007 год
Зачем же тогда было необходимо, говоря словами доклада "обезвреживание" денежной массы? Каким образом замедление скорости обращения денег, вызванное повышением уровня доходов, снизило инфляционные опасения, которые были достаточно сильны в начале года. Может быть, здесь все-таки обратная причинно-следственная связь? И Стабфонд, и золотовалютные резервы Банка России росли как на дрожжах. Причем вторые росли гораздо быстрее, что и привело к ускоренному росту денежной массы, сколько бы ее не "обезвреживали". Естественно, что, учитывая быстрый рост денежного предложения, активную дедолларизацию, а также злополучные сезонные тенденции в исполнении федерального бюджета, в конце 2006 года и в начале 2007 года инфляционное давление в РФ будет оставаться существенным.
Что случилось в 2005-2006 годах?
Выводы ВБ практически полностью совпадают с анализом специалистов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) хода и результатов развития экономики в 2005-2006 годах. Прежде всего эксперты ЦМАКП отмечают резкое и устойчивое падение в 2005-2006 годах темпов прироста промышленного производства. Произошел глубокий провал в динамике промышленного производства: темпы прироста здесь снизились более чем вдвое, с 8,3 до 4,0 процента. Объясняется это как инфраструктурными ограничениями экспорта, так и резко возросшей конкурентоспособностью импорта. Парадоксально, отмечается в докладе, что замедление роста произошло на фоне сохраняющегося интенсивного расширения внутренних рынков - и потребительского, и инвестиционного. И динамика оборота розничной торговли, и рост инвестиций остались практически на уровне предшествующего 2004 года. При этом механизм трансформации экспортных доходов во внутренний спрос оказался деформированным "иммобилизацией инвестиционных ресурсов в Стабилизационном фонде". Поэтому стали тормозить и экспорт, и внутреннее производство.
В 2006 году новая волна сверхдоходов от экспорта несколько реанимировала экспортно-ориентированную модель. Поэтому нынешние социально-экономические показатели выглядят вполне благополучно, порой даже выше прошлогодних. Однако долго такая ситуация не продлится, поскольку при снижении поступления сверхдоходов от экспорта включился механизм торможения роста до 5 процентов прироста ВВП по всем факторам нынешней экспортно-сырьевой модели. Такие темпы являются практически предельными с точки зрения возможности обеспечения социальных обязательств государства и поддержания обороноспособности страны, говорится в докладе ЦМАКП. Соответственно падение темпов роста ниже 5 процентов сделает практически невозможным решение важнейших социальных и экономических задач. То есть станет невозможным ни воспроизводство энерго-сырьевых отраслей, ни ретрансляция экспортных доходов в отрасли, работающие на внутренний рынок. Параллельно резко усилятся дифференциация доходов и расходов населения. Кризисные процессы в российской экономике будут нарастать и, как показывают расчеты, достигнут пика в конце текущего - начале следующего десятилетия.
Будет ли смена курса?
Однако делать далеко идущие выводы было бы преждевременным. Хотя не секрет, что во многих кабинетах и средствах массовой информации именно эти самые выводы уже как раз прозвучали. Если их суммировать, то можно сделать вывод, что в России не только обсуждается, но и находится в фазе активной подготовки процесс смены экономического курса в пользу максимально возможного - прежде всего по финансовым соображениям, - участия государства в экономике. При этом на первом этапе берутся так называемые "командные высоты" и усиливается госконтроль вплоть до полного или частичного использования элементов планового ведения хозяйства. На втором - посредством массированных госинвестиций осуществляется инфраструктурный и технологический прорыв с параллельным проведением в жизнь концепции "социального государства".
Впрочем, особенно углубляться в эту дискуссию пока смысла нет. Накал страстей здесь диктуется скорее различием субъективных оценок достижений и неудач современной России с неизменно возрастающим политическим привкусом. И здесь, опираясь на одни и те же цифры, можно предлагать все что угодно: от повторного использования либеральной "шоковой терапии" до столь же "революционного" возвращения к административно-командной системе. Реальная же экономика, как это ни банально звучит, развивается достаточно инерционно и самостоятельно - разумеется, в определенных рамках законодательного, бюджетного и денежно-кредитного регулирования. Которое, правда, пока оставляет в России желать лучшего.