В Москве открылся фестиваль фильмов о правах человека "Сталкер"

На церемонии открытия специальные награды фестиваля получил режиссер кино и театра Андрей Кончаловский - приз Гильдии кинорежиссеров России "за гражданскую позицию, принципиальность и вклад в развитие киноискусства". Приз фестиваля получил и режиссер Глеб Панфилов за экранизацию романа Александра Солженицына "В круге первом". Премию кинофестиваля получил иеромонах Анатолий Берестов, профессор, доктор медицинских наук. Его жизнь показана в трех документальных картинах, а потому он назван "героем киногода". Звание "Сталкер" "за достижение в области защиты прав человека" присвоено известному правозащитнику Сергею Ковалеву, президенту Института прав человека и писателю Анатолию Приставкину - автору романа "Ночевала тучка золотая", переведенного на многие языки.

- "Сталкер" долгое время сопровождает мою жизнь, - рассказал "РГ" Анатолий Приставкин, - я рад, что мне повезло работать на этом фестивале. Это одно из самых серьезных событий правовой жизни России, которое ничем заменить нельзя, и слава богу, что он существует. Я за это время смог посмотреть сотни фильмов документальных и художественных, которые нигде больше увидеть нельзя. Они рассказывают о России хорошей и правильной, о ее трудной жизни, о самых серьезных ее проблемах. Этот фестиваль для меня очень важен, потому что затрагивает и те проблемы, которые сопутствуют моей работе и общественной деятельности. С этого года я буду возглавлять новое направление фестиваля "Ежегодный конкурс сценариев фильмов о правах человека", это будет небольшое авторское жюри. Мы будем отбирать литературные готовые сценарии, давать им оценку, награждать, предлагать их для дальнейшей работы над фильмами.

О том, чем "Сталкер-2006" отличается от фестивалей прошлых лет, рассказал "РГ" Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности, председатель жюри общественных организаций кинофестиваля.

- В этом году работает несколько жюри, - говорит он. - Жюри игровое, документальное, жюри правозащитных организаций, жюри молодежного форума. Так что теперь есть возможность смотреть картины более внимательно. Фестиваль совершенствуется, становится более профессиональным. К просмотру я приступил совсем недавно, но те, кто уже посмотрел большую часть материала, говорят, что в этом году очень много картин о беженцах и куда меньше картин о судьбе армии и военных.

Фестивальные просмотры идут в трех залах столичного Дома кино. В рамках кинофорума состоятся "круглые столы" и дискуссии с создателями фильмов и гостями фестиваля по важным проблемам, связанным с правами человека. Вход на просмотр свободный.