Донские власти собираются жестко бороться с нарушителями ПДД
4668 дорожно-транспортных происшествий произошло в Ростовской области с начала этого года. В результате 825 человек погибло, почти шесть тысяч - ранено, многие из них остались инвалидами. В пересчете на 100 тысяч населения эти показатели в восемь - десять раз выше, чем в других развитых странах. В свете нового национального проекта "Демография" предупреждение ДТП на дорогах области приобретает первоочередное значение.
Главная причина ДТП, считают донские депутаты, это повальная спешка. Все куда-то спешат, и опаздывают все, включая детсадовцев. "Все бегут, бегут от рождения к смерти. И чем быстрее бегут, тем быстрее и добегут", - мрачно пошутил председатель Законодательного собрания области Александр Попов.
- На днях я стал свидетелем типичной для нашего города сцены: на самой оживленной магистрали города - улице Большой Садовой, в 50 метрах от перехода, мамочка с коляской переходила дорогу, - рассказал Александр Попов. - Я не выдержал, вышел из машины, подошел к ней. "Женщина, почему вы переходите дорогу в неположенном месте?" - спросил я ее. "Мне некогда", - ответила она и прямо с коляской стала перебегать дорогу. Недалеко стоял постовой, он даже не подумал ее остановить.
Депутаты предлагают ужесточить наказание для нарушителей правил дорожного движения. Для нерадивых пешеходов это могут быть штрафы, принудительное изучение правил дорожного движения.
- Необходимо регулировать транспортные потоки, - считает заведующий кафедрой организации перевозок и дорожного движения Ростовского государственного строительного университета Владимир Зырянов, - потому что около 70 процентов всех аварий происходит в определенных местах на территории крупных городов области. Необходимо ввести зоны успокоения движения, где скорость транспорта будет снижена до 25 километров. По данным статистики, если ДТП происходят при скорости машины 60 километров в час, то погибает 85 процентов от общего числа участников аварии, если же при скорости 30-35 километров, то только пять процентов.
Если ДТП происходит при скорости 60 километров в час, то погибает 85 процентов участников аварии, если же при скорости 30-35 километров в час, то только пять процентов
Снизить количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях планируется с помощью нескольких мер, предусмотренных областной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области на 2006-2012 годы". Это, например, обучение водителей правилам оказания первой помощи пострадавшим. Как показывает практика, более 50 процентов водителей вообще не знают, что находится у них в аптечке, тем более, не умеют пользоваться этими средствами. Далее - увеличить число бригад спасателей. Сегодня в Ростовской области есть дороги, на которых не работают отряды спасателей, на других автотрассах экстренная помощь неэффективна из-за отдаленности расположения бригад МЧС.
- Наиболее эффективна помощь спасателей в первый час после ДТП, - рассказывает заместитель директора департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области Леонид Гладков. - Однако бывает так, что бригада добирается четыре часа, а когда прибывает на помощь, то помогать уже некому. Чтобы обеспечить необходимый норматив, нам нужно организовать еще девять поисково-спасательных отрядов. Причем начать их формирование нужно как можно скорее, потому что на обучение и аттестацию бригады уходит достаточно много времени.
Начальник управления медицинской помощи населению минздрава области Александр Крат предлагает ужесточить предрейсовые медосмотры водителей автобусов и маршрутных такси, контроль за пожилыми водителями и водителями-инвалидами. Также, по его мнению, необходимо привести к единому стандарту номер вызова экстренной помощи. Дело в том, что в случае аварии на дороге пострадавшие набирают по привычке номер "03". И тогда к ним выезжает далеко не самая ближайшая бригада "скорой". Будет это какой-то единый номер или у каждого оператора сотовой связи - свой, этот вопрос пока не решен.
Большую опасность представляют собой дорожно-транспортные происшествия на железнодорожных переездах. Несмотря на то что происходят они редко, последствия бывают достаточно тяжелые. Так, этим летом на перегоне Каменская - Лихая произошло столкновение пассажирского поезда "Адлер - Уфа" с легковым автомобилем. Водитель машины двигался по автомагистрали параллельно поезду, затем прибавил скорость, обогнал его, резко свернул влево и, взлетев по насыпи, оказался на рельсах прямо перед электровозом. Машинист применил экстренное торможение, но ситуацию это не спасло. Водитель погиб, восемь поездов сбились с графика движения. Это ДТП стало четырнадцатым в ряду аналогичных только в 2006 году.
- За последние пять лет было потрачено более 500 миллионов рублей на строительство заграждений, оборудование и освещение железнодорожных переездов, - рассказывает начальник Ростовского отделения Северо-Кавказской железной дороги Александр Ламанов, - но на 100 процентов безопасность эти меры не обеспечили. В подавляющем большинстве случаев виновниками ДТП на переездах являются водители автотранспорта, которые пересекают железную дорогу в неположенных местах, под носом у электровоза. Большой проблемой является несанкционированное строительство переездов, где не соблюдаются никакие правила безопасности движения.
В Ростовской области планируется использовать опыт зарубежных стран в постройке транспортных развязок разных уровней. Эта мера позволяет достаточно эффективно распределять транспортные потоки. По расчетам разработчиков программы вкупе с другими мерами показатели аварийности на дорогах области должны снизиться на 40 процентов.
Не последнюю роль в обеспечении безопасности водителей и пешеходов должна сыграть пропаганда. Однако пока не произвело должного эффекта ноу-хау ростовчан - совместное обращение представителей Ростовской епархии и ГИБДД к населению. Архиепископ Пантелеимон и руководство ГИБДД Ростова призывали пешеходов и водителей к соблюдению культуры на дорогах, повышению самодисциплины, дабы сократить число жертв ДТП. Теперь планируется привлечь к проблеме общественность. К примеру, организовать народные дружины, которые будут следить за порядком на дорогах крупных городов.
На реализацию программы предусмотрено почти два миллиарда рублей. Но в эффективности разработанных мер сомневаются многие.
- Сможем мы эффективно реализовать эту программу, или она превратится в бумажку, по которой мы деньги потратим, а ситуация как была плачевной, так и останется? - задумался Александр Попов. - Нужно еще организовать пропаганду, чтобы как православные батюшки каждый выходной читают по телевизору проповеди, так и мы рассказывали, что переходить дорогу в неположенных местах нельзя. А лучше давайте снимем, как эти болваны перебегают дорогу перед капотом машины, и покажем по телевизору. Благо иногда идет через наказание.
Виктор ШУМЕЙКО, ректор Ростовского государственного строительного университета:
- Принятие программы не исчерпает проблемы. Говоря о безопасности дорожного движения, мы подразумеваем три составляющие: человек, автомобиль и дорога. И если первым двум в областном законе уделено большое внимание, то о дорогах мы почему-то не говорим. Я думаю, что именно этой составляющей нужно отдать приоритет, провести анализ и, в зависимости от состояния дорог, ограничить или вообще запретить проезд. Тогда будет ликвидирована одна из главных причин ДТП. И, конечно, необходимо повышать культуру участников дорожного движения. Нужно читать курс лекций для детей от шести до 13 лет, чтобы все правила отпечатались у них в сознании.
Виктор Бережной, заместитель министра общего и профессионального образования Ростовской области:
- За последние пять лет в десятки раз увеличилась интенсивность движения на дорогах, поэтому необходимость в создании такой программы назрела давно. Хорошо, что для ее реализации привлечены разные участники, в том числе отраслевые министерства. Министерство образования, в частности, работает над созданием предметных кабинетов в школах области, где установлены макеты светофоров, дорог, занятия там ведут сотрудники ГИБДД.