Управление российской авиацией постепенно сосредоточивается в единых руках, и это руки вице-премьера Сергея Иванова. Вчера его единогласно избрали председателем совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации - ОАК.
Сказать, что такой выбор стал неожиданным - погрешить против истины. Эксперты, с которыми накануне общался корреспондент "РГ", открыто признавали: вывести российское авиастроение, особенно гражданское, из затяжного пике способен человек, с одной стороны, близкий к власти, с другой - имеющий рычаги воздействия на производственный и авиационный истеблишмент. Сергей Иванов как нельзя лучше отвечает обоим требованиям.
Строго говоря, для такого назначения вполне хватало его официальных полномочий как министра обороны, председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ и ответственного за авиабезопасность в России. Основной заказчик авиационной техники и оборудования, главный надзирающий за их производством, фактический законодатель авиационной политики в стране, а теперь еще и руководитель крупнейшего авиастроительного холдинга - все это ныне Сергей Иванов.
- Пользуясь спортивными терминами, хочу сказать, что мы сможем вернуть нашу корпорацию в топ- или премьер-лигу ведущих мировых игроков в авиационной сфере, - пообещал вчера вице-премьер.
Как это сделать он, похоже, знает:
- Мы сможем обеспечить интересы государства и нужд авиастроительных предприятий, входящих в холдинг, решить проблемы авиастроительной отросли, в первую очередь гражданской авиации. Это не только промышленность, экономика. Это - единая транспортная инфраструктура. Это сохранение единства России в транспортном отношении.
Сергей Иванов неоднократно давал понять, что российскую авиацию ждет не "косметический ремонт", а коренная перестройка. В планах - укрупнение предприятий-авиаперевозчиков. Предстоит привести в соответствие с мировой практикой страховые выплаты на внутренних и международных рейсах. Создать единую базу данных по инцидентам в воздухе, авиапроисшествиям, отказам и неисправностям техники. Ключевым вопросом вице-премьер считает жесткий контроль за поставками авиакомпаниям запчастей и комплектующих. Кроме того, в ближайшие полтора месяца правительству предложат меры по стабилизации цены на авиационное топливо и пресечению недобросовестной конкуренции на рынке ГСМ. Еще Сергей Иванов предлагает пересмотреть таможенные пошлины на российскую и зарубежную авиатехнику и поддержать лизинг отечественной продукции.
Наведение порядка в воздухе и на земле напрямую связано с безопасностью полетов. До конца нынешнего года совет директоров ОАК проведет специальное заседание, где речь пойдет о навигационном обеспечении, развитии аэродромной сети и профессиональной подготовке экипажей. Учитывая, что более половины авиакатастроф так или иначе связаны с человеческим фактором, предстоящий разговор не выглядит формальностью.
Решение текущих проблем не означает, что перспективные проекты в авиации придется отложить до лучших времен. Созданием конкурентоспособных гражданских самолетов в России уже занимаются, и такую работу руководство ОАК намерено всячески поддерживать. Сейчас, по мнению вице-премьера, ставку надо делать на ближне- и среднемагистральную авиацию. А конкретно - на проекты RRG и МС21 - самолеты, идущие на смену пассажирскому Ту-154.
Досье "РГ"
ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" собрала крупнейшие авиапредприятия "МиГ", "Иркут", "Ильюшин", "Сухой", "Туполев" и другие. Формирование холдинга должно завершиться к 1 апреля будущего года.