Министру экономического развития и торговли Герману Грефу пришлось в итоге уступить премьер-министру Михаилу Фрадкову, который настоятельно требовал убрать из представленного главным экономистом законопроекта пункт о том, что "создаваемый финансовый институт - Банк развития - не является банком и выводится из-под контроля Центробанка". Тем не менее новую структуру премьер решил курировать лично. Правда, не сам (Фрадков не испытывает иллюзий, что к тому моменту, когда заработает банк развития, именно он останется во главе кабинета министров), а премьер, кто бы ни занимал эту должность. Он предложил назначить главой наблюдательного совета Банка развития председателя правительства, который будет представлять президенту кандидатуру главы этой госкорпорации.
"То, не знаю, что", будет не банком. Собственно, именно на это и обратил внимание первый вице-премьер Дмитрий Медведев, предложив главному экономисту использовать точную терминологию в названии создаваемого государственного института - Банка внешнеэкономической деятельности и развития. Поэтому он обратился с вопросом к Грефу с тем, чтобы прояснить необходимость использования "терминологии, которая вводит в заблуждение", поскольку "это банк, который не является банком", потому что на него не распространяются нормы кредитных организаций. "Не проще ли было назвать его институтом или фондом, - вслух размышлял первый вице-премьер. - В чем специальный смысл использования самой категории "банк"?"
Главный экономист признался в том, что у идеологов наступил кризис идей. По сути, новая организация помимо чисто традиционных банковских функций обладает и другими, более широкими, соответственно не является банком в традиционном понимании этого слова в соответствии с законом о банках и банковской деятельности. "Поэтому вопрос, как его назвать, - это вопрос такой, наверное, больше субъективный", - мягко заметил не склонный к противостоянию глава минэкономразвития.
Хотя, как считает Греф, поскольку ключевая деятельность новой структуры будет сведена к типичным операциям, которые совершаются банками, - отбору инвестиционных проектов, привлечению синдицированных кредитов, - то такого рода операции выполняет, как правило, инвестиционный банк.
Но как юристу Медведеву явно не импонировало то, что возникает ситуация, когда приходится делать исключения. Банк развития будет единственным банком, который не является коммерческой организацией. "Это психологический вопрос", - устав от диалога, заметил Греф.
- Медведев задал очень важный вопрос, и он далеко не психологического свойства, Герман Оскарович, - включился в дискуссию премьер-министр Михаил Фрадков. - Мы фактически сохраняем этот институт как кредитную организацию, и действительно есть опасность - ее нужно открыто почувствовать, - что этот институт станет рядовым банком, большим, солидным, но ничем не отличающимся от тех, кто работает по лицензии, а этот - без лицензии.
Минэкономразвития представило к заседанию два законопроекта - о Банке развития и о внесении изменений в Закон "О банках и банковской деятельности". Согласно одному законопроекту, новая структура будет называться банком, а согласно другому законопроекту, она, по сути, не является кредитной организацией, указал премьер. Новая структура будет "в значительной степени выполнять функции кредитной организации, только ограниченной в аппетитах: можно быть агентом на рынке финансовых услуг, но не совсем можно заниматься долгами, как агент государства, но до известного предела, и то же самое с пенсионными деньгами". Когда же Греф объяснил суть, идею, бренд, в зале возникла многозначительная пауза. Фрадков смотрел на Грефа внимательно. Греф явно почувствовал себя не в своей тарелке, а весь зал внимательно следил за премьером, который в это время, видимо, подбирал образы. Он же сам и прервал паузу.
- Я думаю про песок, куда прячут голову, - заметил Фрадков. - Тут далеко не песок. Не нужно голову прятать в это самое место.
Премьеру явно хотелось получить и уверенность в том, что преимущества своего статуса эта корпорация "будет использовать в мирных целях". "Этот вопрос нельзя подвешивать в воздухе, а то банкиры, которые там будут работать, будут думать, что они неподконтрольны со стороны Центрального банка, - отметил Фрадков. - Подконтрольность должна быть понятной". Греф попытался разъяснить, что контроль Центробанка над создаваемым банком будет сохранен, однако ЦБ не будет осуществлять функцию надзора. Это означает, что новая структура не будет следовать определенным нормативам, установленным сейчас для всех других банков. В частности, нормативу, ограничивающему объем кредитования. С другой стороны, годовая финансовая отчетность и аудит будут обязательно проводиться ЦБ. Впрочем, глава Банка России Сергей Игнатьев не особенно-то стремился контролировать новую структуру. "Если Центробанк не будет осуществлять надзор, а это правильно, - заметил Игнатьев, явно перекладывая ответственность, - то должна быть повышена ответственность наблюдательного совета". Спорить с банкиром никто не стал.
Но вопросов у коллег Грефа было и так немало. Хотя министр юстиции Владимир Устинов так и не мог понять, почему исключен контроль Центробанка и зачем создавать структуру, которая никому не подконтрольна. Опять же Греф принял к сведению все замечания минюста, но практически все оставил без внимания, чем очень огорчил Устинова.
Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, который пока так и не ушел ни в отпуск, ни в отставку, как предлагали думцы-"единороссы" и депутаты питерского заксобрания, решил поинтересоваться "модной" денежной темой - будет ли в случае превышения доходов над расходами новая структура уплачивать налог на прибыль. Этот вопрос окончательно загнал главного экономиста в тупик.
- Не будет у него дохода, - с ходу бросил Греф, но тут же поправился: - Будет. Тогда будет и налог платить.
- Не будет, - твердо сказал Фрадков, объяснив, что это некоммерческая организация, прибыль которой пойдет на ее капитализацию. - Это эксклюзив, который мы создаем.
- Вообще-то не планировалось создавать ему (Банку развития) налоговые преференции, - заметил Греф.
- Вы их создали в законопроекте, - недовольно сказал Фрадков. - Банк развития должен быть уникальным сооружением. Поэтому должен быть сразу создан правильный фундамент. Поставишь кривой фундамент, и будет там Баба Яга внутри: неизвестно, к кому лицом, а к кому - чем.
Фрадков считает, новая структура - лакомый кусок и в нее пойдет работать каждый. Потому что за то, что делает здесь министр, там будут платить большие деньги и никому ничего воровать не надо будет.
К тому же министр финансов Алексей Кудрин предложил, а Фрадков поддержал его идею о передаче средств инвестфонда в капитал Банка развития. Главный финансист считает также возможным со временем передать Банку развития и средства, которые направляются из бюджета на создание инфраструктуры особых экономических зон. В этом году в ОАО "Особые экономические зоны" на эти цели из бюджета было направлено восемь миллиардов рублей, напомнил Кудрин. Это может расширить возможности Банка развития, он сможет наращивать активы и привлекать больше кредитов. Одобрив в целом идею, законопроект отправили на двухнедельную доработку, а заодно одобрили и предложения минэкономразвития по поддержке российского экспорта.
Вчера же министры обсудили и вопрос "появления полноправного хозяина в лесу". Предложения министра природных ресурсов Юрия Трутнева всем понравились. Разошлись коллеги только в цифрах. Трутнев считает, что из федерального бюджета в виде субсидий при передаче управления лесами в субъекты недоплатили 10 млрд. рублей. В цифре усомнился и министр финансов, и вице-премьер Александр Жуков, который отметил, что, по расчетам ведомства Грефа, необходимая сумма составляет лишь 2 млрд. рублей. "Остальные расходы очень сомнительны", - заметил Жуков. В частности, его недоумение вызвала сумма расходов в размере более 5 млрд. рублей, связанных с передачей жилого фонда лесхозов субъектам Федерации на содержание этого жилого фонда. Кудрин поддержал вице-премьера, заметив, что не видел соответствующего экономического обоснования этого вопроса. Кроме того, по его словам, нет четкого порядка передачи функций управления лесами с федерального уровня на региональный. При этом Фрадков решил поинтересоваться у замглавы минэкономразвития Андрея Шаронова, действительно ли могут возникнуть сложности при передаче в регионы функций по управлению лесным фондом. "Каких-то особых шоков мы не ожидаем при передаче полномочий", - сказал Шаронов.
- Вам ясно, что делать? - добивался прямого ответа на вопрос Фрадков. - Если ясно, то расскажите об этом Алексею Леонидовичу. А то ведь дело не простое - лес все-таки. Чтобы потом не было мучительно больно за несчастный случай. Кто в минэкономразвития отвечает за лес?
- Кандидатов на выговор ищете, - спокойно заметил Шаронов.
- Ответственных, - пояснил Фрадков.
Премьер заметил, что накануне разговаривал с мэром Юрием Лужковым, который выражал беспокойство в связи с тем, что Московская область претендует на полномочия федерального центра в управлении лесами. По его мнению, передача функций по управлению лесами на региональный уровень в данном случае "может затронуть интересы крупных мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга". "Здесь неправомерно делить полномочия между Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, - заметил Фрадков. - Отдать распоряжение лесами в Московскую область - это означает как минимум лишить Москву свежего воздуха". Правда, Трутнев на замечания премьера ответил, что эту тему не планировалось обсуждать в рамках этого заседания правительства. Вопрос о возможной передаче управления лесами администрациям Московской и Ленинградской областей будет решаться отдельно, пообещал министр природных ресурсов.