Ситуация с вертолетами может один в один повторить ситуацию с легковыми автомобилями. Вступление в ВТО, которое, как многие считают, не за горами, откроет российский рынок для западной авиатехники, в том числе вертолетной. И есть серьезные основания предполагать, что наше небо просто заполонят геликоптеры из США и Западной Европы. К примеру, парк легких вертолетов "Робинсон", стоящих не намного дороже приличного автомобиля, стремительно растет уже сейчас.
В восьмидесятые годы небо страны, можно сказать, пахали несколько тысяч самых различных вертолетов отечественного производства. На огромных просторах страны с, увы, слабой сетью автодорог "Ми" и "Ка" порой были единственным транспортом, способным доставить людей или груз практически в любую точку и при любой погоде.
Кризис девяностых годов ударил по вертолетостроению, хотя именно к этому времени у нас были готовы к реализации как военные, так и гражданские проекты машин нового поколения. Об этом с горечью говорилось на конференции. Как и о том, что в Японии, к примеру, существует целая сеть из трех тысяч вертопортов, и в Нью-Йорке среди небоскребов вертолет так же привычен, как желтое такси на земле, а у нас поднять винтокрылую машину в воздух и по сей день - целое событие.
Однако против прогресса не пойдешь, и в ближайшее десятилетие вертолеты, особенно легкие, станут полноправными хозяевами российского неба. Вот только чьи винтокрылые птицы будут кружить в этом небе? На наш рынок претендуют машины "Сикорского", "Еврокоптера", "Белл" и других менее известных, но не менее активных корпораций. Реально противопоставить мы можем Ка-226, Ми-34 и в какой-то мере казанский "Ансат". Все эти машины очень удачные и, в отличие от отечественных автомобилей, практически ни в чем не уступают лучшим мировым аналогам.
Как сказал генеральный директор Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля Андрей Шибитов, мы должны изменить ситуацию, когда на российском рынке потребитель в первую очередь обращает внимание на зарубежные модели.
И новая ассоциация будет этим активно заниматься.