Благодарить за оглашенное вчера постановление КС регионам следует столицу. Именно по запросу правительства Москвы в КС проверяли конституционность частей четвертой, пятой и шестой статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ. Дело в том, что с 1 января 2006 года все субъекты Федерации хранят свои бюджетные средства на счетах Федерального казначейства. Правительство Москвы указало, что эта норма ограничивает право субъекта РФ исполнять свой бюджет.
Озабоченность московских властей вполне можно понять: ведь в столице 6 тысяч счетодержателей и поэтому все документы для них все равно готовятся московским казначейством. Лишь на последнем этапе их платежку в банк относит Федеральное казначейство. Правда, отказов в расходовании средств пока не было. Возможно, поэтому КС отказал в признании неконституционными оспариваемых норм, что не помешало судьям расставить некоторые акценты. Представитель москвичей, адвокат Петр Баренбойм, выслушав постановление, заметил, что "решение, конечно, носит компромиссный характер по отношению к крупным субъектам". Тем не менее он считает, что постановление сбалансировало отношения, поскольку в статье 215.1 записано слово "могут" - что Федеральное казначейство может передать субъекту Федерации полномочия при соблюдении этих условий. Сейчас КС, дав толкование этой нормы, написал практически вместо слова "могут" "гарантированно могут передать" - это важно, дав слову "могут" значение "обязано". На самом деле в резолютивной части постановление звучит несколько иначе: судьи указали, что полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ "могут быть переданы" исполнительным органам госвласти, а "Российская Федерация в целях соблюдения балансов интересов РФ и субъектов РФ гарантирует соблюдение порядка заключения соответствующего соглашения".
По данным Баренбойма, собственное казначейство "имеют несколько десятков субъектов, и из них не менее 20-30 - недотационные, то есть живут на свои деньги". Вероятнее всего, они в ближайшее время смогут, после того как докажут свое соответствие требованиям кодекса (одно из условий - свое казначейство, но есть и другие), добиться от Федерального казначейства получения полного контроля над расходованием бюджетных средств. "Если у субъекта есть вообще какая-то власть - это власть израсходовать деньги, не власть говорить, не власть принимать законы, не власть учитывать интересы, а власть израсходовать на это деньги", - уверен Баренбойм.