- Мне хотелось бы совершить на одном из них полет, - сказал в Новосибирске главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов.
Новейший многофункциональный авиакомплекс Су-34 на Западе успели окрестить Fullback - защитник. Два таких самолета завод имени Чкалова передал лично главкому. Кроме того, в Военно-воздушные силы отправили целое звено модернизированных бомбардировщиков Су-24М2.
Военных летчиков наконец вооружают универсальной машиной, одинаково пригодной для воздушных боев, бомбардировок и разведки. Потому-то Михайлов и назвал многофункциональный самолет "достойным ХХI века". Авиакомплекс закупают серийно - впервые за последние пятнадцать лет.
Для массового производства Су-34 интенсивность работы в НАПО им. Чкалова уже увеличили вдвое. Вчера гендиректор компании "Сухой" Михаил Погосян пообещал, что в наступающем году объемы выпуска самолетов на новосибирском заводе вырастут еще в два раза.
Серийное производство авиатехники для нашей армии выглядит знаковым событием. Деньги, конечно, не пахнут, однако снабжать новинками собственную армию куда приятней, чем чужую. Военные не сомневаются, что в ближайшие годы новосибирские авиастроители без отечественных заказов не останутся.
"Тридцатьчетверка" идет на смену фронтовому бомбардировщику Су-24. Для начала ВВС закупят 18 самолетов - два в этом году, шесть - в следующем и десять - в 2008-м. Судя по всему, темп поставок сохранится вплоть до 2020 года.
В КБ "Сухого" особо подчеркивают, что продвижение авиакомплекса на экспортном рынке предусмотрено только после полного обеспечения им российской военной авиации. Тем не менее его успешно показывают на престижных международных авиасалонах. Во французском Ле-Бурже "тридцатьчетверка" установила семь мировых рекордов по скороподъемности и подъему груза на высоту.
Чем же так хорош Су-34? Летчики говорят, что современная техническая начинка в нем отлично сочетается с комфортом. Пока самолет не поднимется на 11 тысяч метров, пилоты практически не ощущают перегрузок. Это позволяет им большую часть маршрута не пользоваться кислородной маской. За креслами летчиков конструкторы предусмотрели свободное пространство. Во время длительной - до 10 часов - работы в воздухе можно встать, распрямиться во весь рост, приготовить пищу в электропечи и даже сходить в мини-туалет. В этом смысле Су-34 далеко опередил старших братьев по фронтовой авиации и даже некоторых "дальников" вроде Ту-22МЗ.
Но главные сюрпризы таятся под фюзеляжем. Новая "сушка" оборудована мощным комплексом бортового электронного оборудования с мультиплексным каналом информационного обмена. Многофункциональная РЛС и аппаратура радиоэлектронного противодействия повышает живучесть самолета. Су-34 можно дозаправлять в воздухе, устанавливать на внешней подвеске дополнительные топливные баки, поэтому дальность его полета фактически не ограничена. А еще он способен использовать боеприпасы со спутниковой коррекцией, что особенно важно для уничтожения малоразмерных целей. Вообще от удара этой машины трудно спрятаться. Испытания "тридцатьчетверки" подтвердили ее высокую боевую эффективность при поражении воздушных, сухопутных и морских объектов. Но даже этим не исчерпывается КПД нового самолета. Как утверждают ученые, "умные" ракеты и бомбы для Су-34 гарантируют уничтожение подлодок и спрятанных под землей бункеров. Причем наносить по ним удар "Сухой" готов в любых широтах и в любое время года.
Вот на таком самолете авиационный главком планирует в ближайшее время подняться в воздух. Произойдет это, скорее всего, в Липецком центре боевой подготовки и переучивания летного состава ВВС. Пилотажем Су-34 в военной авиации пока овладели единицы, и Владимир Михайлов среди них не числится. Поэтому стартовать генерал будет в кресле штурмана. Как рассказал корреспонденту "РГ" помощник главкома Александр Дробышевский, пробный вылет состоится до Нового года.
Досье "РГ"
Взлетная масса Су-34 - 38 240 кг, максимальная масса боевой нагрузки - 8000 кг, практический потолок - 15 тыс. метров, максимальная скорость полета - 1900 км/ч, максимальный радиус действия без дозаправки - 1100 км, экипаж - 2 человека.
Вооружение самолета включает встроенную 30-мм авиационную пушку со 150 снарядами, управляемые ракеты "воздух-воздух" 4 типов, управляемые ракеты "воздух-поверхность", авиационные бомбы, в том числе корректируемые; зажигательные баки, разовые бомбовые кассеты и неуправляемые снаряды.