Сегодня "РГ" начинает печатать закон о бюджете-2007.
О том, как предстоит стране прожить наступающий год, каковы особенности главного финансового плана России, рассказывает председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев.
Российская газета | В этом году бюджет принят в рекордно короткие сроки. Вот и печатаем мы его на неделю раньше, чем в прошлые годы. Чем вызвана необходимость такого ускоренного прочтения?
Юрий Васильев | Затягивание сроков принятия бюджета отрицательно влияет на распределение финансовых потоков в государстве. Нередко это становится причиной нереализованных планов и программ, так как правительство не успевает подготовить необходимые распоряжения. В результате деньги поступают по назначению со значительным опозданием. В итоге страдает экономика и социальное благополучие людей. Вот почему мы рассматривали документ в заключительном чтении не 7 декабря, как в прошлом году, а 24 ноября.
РГ | В прошлые годы бюджеты были нацелены на стимулирование точек роста экономики. Какова основная идея сегодня?
Васильев | Нашей целью было повысить качество жизни людей, вложить средства в так называемый человеческий капитал. Это стало возможным прежде всего потому, что сейчас процесс работы над бюджетом стал менее политизированным и более приближенным к реальным нуждам россиян. Понятие "человеческий капитал" - это сложный многозначный термин, включающий в себя и качество образования, и качество здоровья, и качество жилья, и качество питания, и качество мотиваций поступков. Все эти компоненты включены в национальные проекты, в социальные параметры бюджета.
Кроме того, если раньше, формируя бюджет, мы думали о дне сегодняшнем, то нынешний бюджет позволяет нам строить основы будущей жизни, то есть дает людям уверенность в завтрашнем дне. Не случайно к четырем основным национальным проектам в следующем году добавится пятый, направленный на улучшение демографической ситуации в стране.
Значительно увеличены расходы по разделу "Социальная политика". Большие суммы были выделены на приобретение льготных билетов на проезд в пригородном транспорте. 400 миллионов рублей предназначено на компенсации пенсионерам - участникам ликвидации на Чернобыльской АЭС. 300 миллионов рублей пойдет на государственную поддержку общественных организаций и на увеличение финансирования социального обслуживания населения.
РГ | В этом году фундамент нового бюджета был сформирован уже в нулевом чтении? А что же тогда делалось в последующих чтениях?
Васильев | Действительно, работа над формированием бюджета на 2007 год началась задолго до официальных сроков его прохождения в Госдуме. Уже с середины этого года мы пытались в нулевом чтении определить его главные направления, нацеленные на реализацию действенных стратегических проектов, способных решить задачи повышения благосостояния россиян, роста экономики и инвестиционной привлекательности страны. И кажется, нам удалось воплотить наши замыслы и планы. В ходе нулевого чтения было дополнительно выделено на решение социальных проблем более 120 миллиардов рублей.
Как правило, каждое чтение (их четыре, а с нулевым чтением и все пять) преодолевается в накале ожесточенных полемик и дискуссий по распределению государственных денег страны. Первое чтение утвердило концепцию бюджетной политики на будущий год, которая направлена на повышение уровня жизни населения и поддержку экономического роста, обеспечение национальной безопасности.
Очень не простой была работа по подготовке документа ко второму чтению, действительно оказалась весьма непростой. Прежде всего это касается согласования с правительством доходной части бюджета. Кроме того, большие сомнения у депутатов нашей фракции "Единая Россия" вызывали точность прогноза поступления налога на добавленную стоимость. Второе чтение было посвящено распределению финансовых ресурсов между 11 разделами бюджета. В ходе работы над вторым чтением было перераспределено 30 миллиардов рублей.
В третьем чтении определялись финансовые ресурсы внутри разделов. Более 16 миллиардов рублей было отдано в пользу региональных бюджетов. В основном перераспределение шло за счет снятия средств с раздела "Общегосударственные вопросы". Эти деньги были направлены на решение таких социальных вопросов, как обеспечение жильем военнослужащих, граждан, проживающих в сельской местности. Особо я отметил бы выделение 500 миллионов рублей на обеспечение жилплощадью детей, не имеющих закрепленного за ними жилья. Это касается сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой. По инициативе нашего комитета было исключено из бюджета положение о направлении 700 миллионов рублей на строительство парламентского центра. Решено направить эти деньги на социальные нужды. Парламентский центр будет строиться за счет внебюджетных источников.
Приняты меры и в отношении миграционной политики. В частности, полтора миллиарда рублей заложены на добровольное переселение в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Вообще тема миграционной политики особая, и требуется большая работа в этом направлении, в частности над совершенствованием миграционного законодательства.
РГ | А как насчет сельских тружеников? Я спросил это, потому что знаю, как на рабочих заседаниях вашего комитета шли ожесточенные дискуссии по этому вопросу.
Васильев | Прежде всего даны рекомендации правительству о выделении в 2007 году средств для строительства и реконструкции сельских дорог в составе субсидий бюджетам субъектов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, а также о выделении ассигнований по созданию семейства тракторомобилей для сельского хозяйства.
До 1 января 2007 года правительству также рекомендовано внести на рассмотрение Госдумы законопроект по финансовому оздоровлению организаций жилищно-коммунального комплекса. Мы просили провести анализ исполнения полномочий муниципальных образований по оформлению земельных участков и созданию земельных кадастров в соответствии с законом о самоуправлении и предложить меры по их финансовому обеспечению.
В рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села" были выделены два новых вида расходов: 1 миллиард 178,6 миллиона рублей на обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности, 2 миллиарда - местным бюджетам на строительство или приобретение жилья для молодых семей специалистов на селе.
РГ | А учителя и учащиеся? Чем их порадует бюджет?
Васильев | По разделу "Образование" за счет перераспределения средств были увеличены расходы на 147,3 миллиона рублей на капитальный ремонт и оснащение новым оборудованием общеобразовательных учреждений, начального и среднего профессионального образования. Интересна поправка по стимулированию качества образования. На 80 миллионов рублей увеличено средств на проведение конкурсных мероприятий по отбору талантливых молодых людей. Кроме этого, выделенные в рамках нацпроекта "Образование" 200 миллионов рублей на денежные поощрения талантливой молодежи будут предоставляться не только студентам вузов, но и всех образовательных учреждений.
РГ | Депутаты не раз говорили, что бюджет-2007 также направлен на эффективную поддержку регионов. Вы довольны итоговой цифрой?
Васильев | В разделе "Межбюджетные трансферты" указана величина расходов на поддержку регионов - более 1,8 триллиона рублей. Цифра на первый взгляд внушительная, но все-таки, по моему мнению, недостаточная для удовлетворения потребностей регионов. Поэтому чтобы эти деньги заработали эффективно, будет опробована новая методика, направленная на стимулирование регионов самостоятельно развивать свою экономику. В бюджете заложены финансовые возможности, способные заинтересовывать субъекты Российской Федерации активно развивать свою инфраструктуру и производство, а не ждать дотаций из центра. Каждому руководителю региона лучше известно, что надо строить и ремонтировать. Надо выделить ему необходимый финансовый ресурс, а они сами разберутся, какую школу или больницу им строить. Но за свои решения они несут ответственность.
На 9,1 миллиарда рублей увеличен Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Мы его распределили таким образом, чтобы поощрить регионы, достигшие за последние три года роста налоговых и неналоговых доходов, сокращение кредиторской задолженности.
РГ | Аналитики утверждают, что в нынешнем бюджете сделана попытка найти баланс частного и государственного интереса. Попытка удалась?
Васильев | В бюджете действительно заложен потенциал для инновационной политики государства совместно с частными предпринимательскими структурами. Объем государственных расходов инвестиционного характера составит 508,4 миллиарда рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2006 году. Такой рост связан с запуском новых федеральных целевых программ и активизацией государственно-частного партнерства. То есть намечены пути взаимовыгодного сотрудничества между государственными и частными компаниями для стимулирования промышленного развития на базе рыночных инструментов.
РГ | Вы имеете в виду Банк развития?
Васильев | Не только. Хотя сам по себе проект создания государственной корпорации Банк развития впечатляет. Эта структура позволит, не прибегая к бюджетным источникам, дополнять и подстраховывать банки при кредитовании инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости. Концепция законопроекта о государственной корпорации пока находится в правительстве и в ближайшее время он будет внесен в Госдуму.
Другой инструмент - Российская венчурная компания. На ее создание в 2006-2007 годах будет выделено из федерального бюджета 15 миллиардов рублей. На развитие сферы IT-технологий должен начать работать недавно созданный Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий. На взнос в уставной капитал этого фонда из федерального бюджета в 2007 году будет выделено 1 миллиард 450 миллионов рублей. Ну и, конечно, функционирование особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типа, а также технопарков в сфере высоких технологий. На их финансирование в федеральном бюджете предусмотрено 11,1 миллиарда рублей.
РГ | Насколько известно, в следующем году вам предстоит впервые принимать бюджет сразу на три года. Тоже ускоренными темпами?
Васильев | Проект трехлетнего бюджета на 2008-2010 годы планируется внести в Госдуму в конце апреля 2007 года. И уже в феврале-марте начнем работать над важнейшими проблемами на целую трехлетку. Бюджет предполагается уже принять в июле. Это позволит не только эффективнее реализовать инвестиционные проекты в регионах, но и даст возможность для стратегического подхода в бюджетном планировании, ориентированного на конечный результат. Но при этом хочу подчеркнуть, что трехлетка не умаляет возможностей президента и парламента вносить поправки внутри каждого годового плана.
Справка "РГ"
Доходы бюджета на 2007 год составили 6 триллионов 965,3 миллиарда рублей.
Расходы - 5 триллионов 463,5 миллиарда рублей.
Профицит - 1 триллион 501,8 миллиарда рублей.
Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта - 31 триллион 220 миллиардов рублей. Уровень инфляции - 6,5-8 процентов.