Но главное, растет суммарное количество внимания, которое американцы уделяют СМИ. "РГ" уже рассказывала, как спрос на телевидение высокой четкости приводит к росту продаж дорогих телевизоров во всем мире. А если люди покупают большие экраны - телекомпании больше будут снимать качественных продуктов. И даже видео в Интернете не переманивает телезрителей, а только увеличивает их количество (см. rg.ru/2006/12/06/tv.html)
Есть и еще одна тенденция, способствующая росту спроса на СМИ в эпоху Интернета. Раньше на вкус и цвет не было не только товарищей, но и достаточного числа эфирных передач. А вот компьютерные технологии позволяют каждому найти именно то, что интересно именно ему, какими бы маргинальными ни были запросы. Это явление называют The Long Tail ("длинный хвост"). Его ввел Крис Андерсон - главный редактор знаменитого американского журнала Wired, пишущего о технологиях как о культурном явлении. Два года назад Андерсон опубликовал одноименную статью, где обращал внимание на интересное явление: в интернет-магазинах суммарные продажи маргинальных продуктов превышают продажи хитов. В обычных магазинах, ассортимент которых ограничен размерами склада и торгового зала, несколько десятков главных хитов могут обеспечивать половину выручки. Если нарисовать такую зависимость на графике, показав число продаж различных товаров, расположив их по убыванию популярности, то на картинке сперва будет высокий пик, который круто упадет вниз и продолжится длинным, низким, пологим "хвостом". Поэтому-то "хвосту" и названа концепция The Long Tail. У обычного магазина ограниченный ассортимент ограничивает картину, обрезая "хвост" и заставляя продавцов сконцентрироваться на продаже главных хитов, игнорируя наши персональные пристрастия. А вот в интернет-магазинах нет ограничения складом: товар выдают не сразу, поэтому его могут привезти с того склада, где он есть. Заказ делается по практически бесконечному каталогу. И тут оказывается, что хиты не так уж важны. Суммарные продажи маргинальных продуктов оказываются существенно выше. "Длинный хвост" ничто не ограничивает, и он тянется, тянется и тянется. Пластинку экзотического музыканта могут купить всего сотня покупателей. Но зато таких музыкантов очень много. И если альбом каждого купит горстка его поклонников, вместе они составят такую массу, что и не снилась лидерам хит-парадов. Поэтому становится выгодно не только "впаривать" хиты, но и помогать каждому потребителю найти что-то свое. Концепция "длинного хвоста" оказалась столь плодотворной, что из одной статьи у Андерсона выросла целая книжка, которая вышла летом и которую магазин "Амазон" называл лучшей бизнес-книгой года.
Такое же влияние Интернет оказывает не только на торговлю, но и на СМИ. У потребителей оказывается больше возможностей найти продукт на свой вкус. И благодаря этому они начинают больше читать, смотреть и слушать. Правда, пока это касается только США, где число пользователей Интернета велико как в абсолютных, так и в относительных величинах. Однако, как показывает практика, структурные изменения под влиянием Интернета происходят и у нас - примерно такие же, как в Америке.