Михаил Маргелов: Год энергетической дипломатии

В США на промежуточных выборах впечатляющую победу одержали демократы. Новый министр обороны США, по сути, признал, что Америка в Ираке терпит поражение. В прессе заговорили, что лидер однополярного мира "надорвался", а сама система такого мироустройства дала трещину.

По-прежнему лихорадило Ближний Восток. Ливано-израильская война сменилась ожесточенным гражданским противостоянием в Ливане. Весь год заинтересованные страны работали над иранским ядерным досье, но ситуация с ним до сих пор туманна. Испытала ядерную бомбу Северная Корея. Показала, что мировое сообщество росту членов ядерного клуба эффективно противостоять не может. Но год начался развитием "газового инцидента" с Украиной. Событие, что ни говори, оказалось важным и стало фоном отношений России с Западом практически в любой области. Не было и недели, чтобы по тому или иному поводу Москве не напоминали и подъем цен на газ для Украины, и перебои в его поставках. Событие это задало тон журналистской и политической риторике, ввело в оборот, используемый сегодня по любому случаю, термин "российский энергетический империализм".

Уходящий год вообще ознаменовался резкими заявлениями в адрес России. После одного такого заявления - Ричарда Чейни в Вильнюсе - экспертам и журналистам почудилось наступление "холодной войны". К счастью, страхи быстро развеялись. Однако критика России за "энергетический империализм" не ослабевала. Нефть и газ хитроумно вплетались в ткань любых статей и выступлений о России. Итальянская "Коррьере делла сера" сумела даже версии отравления Литвиненко увязать с российскими газовыми прибылями. А на саммите НАТО в Риге чуть ли не главным предметом рассмотрения стала энергетическая безопасность. Наблюдатели расценили это как предупреждение о давлении, которое эта военно-политическая организация собирается оказывать на поставщиков энергоносителей.

Если имеется в виду и Россия, то вряд ли намерение "энергетического НАТО" увенчается успехом. Россия уже показала свою раздражающую Запад неуступчивость во всем, что касается ее ресурсов. Это относится и к маршруту Североевропейского газопровода, и ценообразованию на природный газ, и неприятию Энергетической хартии. Эксперты активно обсуждали геоэкономические последствия прокладки минующего Россию Транскаспийского трубопровода. Москва в течение года старалась показать свои возможности экспортировать углеводород не только на Запад, но и на Восток. Весь год России ставились в укор ее энергетические ресурсы, и все претензии к ней связывались с ними. Так что прошедший год для России невольно стал годом энергетической дипломатии. Хотя укоры и претензии были вызваны, конечно же, в первую очередь самостоятельностью, которую и в этом году Москва проявляла в своей внешней политике.

Энергетическая безопасность стала основным пунктом повестки дня на саммите "большой восьмерки" в Петербурге. Это было признанием того факта, что среди значимых международных событий последних лет одно из главных - превращение России в стратегического участника мирового энергетического рынка. Помимо нефтяных проблем на саммите обсуждались перспективы атомной энергетики. Российская инициатива централизованно перерабатывать топливо для АЭС была поддержана США. Америка считает атомную энергетику серьезной альтернативой углеводородам, которые поставляются в том числе из "ненадежных", по мнению США, стран. Саммит принял резолюцию по терроризму. Сегодня много говорится о ядерном терроризме, а он - зловещий спутник не только распространения ядерного оружия, но и атомной энергетики. В прошлом году мировое сообщество столкнулось с проблемами распространения ядерного оружия. К Северной Корее, которая испытала свою бомбу, были применены санкции.

Что касается Ирана, то он претендует на региональное лидерство, и спешить по отношению к этой стране с санкциями, по мнению России, не следует. Хотя угроза санкций постоянно нарастает. Понятно, что Россия не меньше, чем США или Евросоюз, не заинтересована в иранской ядерной бомбе. Будь эта бомба действительно произведена и испытана, она создаст угрозу разработки ядерного оружия в других странах региона. Работать над ним могут начать, например, Турция, Египет, Саудовская Аравия.

На время саммита "большой восьмерки" пришлось начало ливано-израильского конфликта. Россия заняла твердую позицию, настаивая на немедленном прекращении огня. В том числе и потому, что именно мирные жители оказались наиболее поражаемой "инфраструктурой" и в Ливане, и в Израиле. Москва поддержала резолюцию СБ ООН 1701 о разъединении армии обороны Израиля и сил "Хезболла". Победа ХАМАСа на выборах в Палестине привела мировое сообщество в замешательство. Россия пошла на прямой контакт с этой организацией, пригласив ее представителей в Москву, чтобы напомнить позицию "квартета" в ближневосточном урегулировании. Это урегулирование находится в "мертвой точке". Обстановка на Ближнем Востоке требует созыва международной конференции.

После победы демократов на выборах мировое сообщество ожидало изменений политики США в Ираке. По мнению России, ситуация там могла бы улучшиться, согласись США расширить круг государств, заинтересованных в решении этой проблемы. Комиссия американского конгресса по Ираку придерживается сходной точки зрения. Она рекомендовала президенту Бушу прямые переговоры с Ираном и Сирией, вывести войска к началу 2008 года. Комиссия с основанием полагает, что Ирак скатывается к кровопролитной войне, которая неизбежно перекинется на соседей, и запылает весь регион. Пока что президент Буш согласился лишь на обставленную множеством условий международную группу по Ираку.

Что касается вывода войск, то президент против каких-либо точных сроков, он считает, что правительство Ирана еще не готово самостоятельно руководить страной. Как бы там ни было, но республиканской администрации США придется искать достойный выход из положения, в которое она попала в Ираке. И надо полагать, что президенту Бушу придется попуститься принципами ради национальных интересов страны. Другими словами, согласиться, что силовое распространение демократии в странах Ближнего Востока потерпело поражение.

Российско-американские отношения будут развиваться, пусть даже по необходимости. А пока США официально согласились на присоединение России к ВТО. Евросоюз был занят внутренними делами, в том числе поисками баланса между расширением и интеграцией. Эксперты говорили о противоречиях между экстенсивным ростом количества членов и не поспевающим за ним ростом эффективности институтов. В числе задач уходящего года было, конечно, продумывание с двух сторон содержания нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Надо сказать, что в процессе выполнения действующего соглашения создалась благоприятная политическая и правовая база отношений и наметились конкретные пути взаимодействия. Иначе говоря, есть благоприятная основа для нового соглашения. Евросоюз намерен сосредоточить внимание на углублении и развитии отношений в области торговли и энергетики. В течение года Евросоюз напоминал России о том, что она не ратифицировала Энергетическую хартию. Хотя, разумеется, и без нее у сторон было много предметов для переговоров. Россия не ратифицировала и не ратифицирует протокол к этой хартии. Документ родился в бедной энергоресурсами Европе, и ее нынешнее содержание лишает Россию естественных преимуществ. Как и положено стране, расположенной в центре Евразии, Россия в уходящем году активно работала на азиатском направлении. Эксперты считают, что политико-экономические отношения с азиатскими странами нужны России прежде всего для того, чтобы подтянуть развитие своих восточных регионов. А довести долю АТР в российском внешнеторговом обороте до уровня, сопоставимого с Евросоюзом, принципиально возможно, и опять-таки с помощью энергетического сотрудничества. Азиатское направление, кстати сказать, ни в коей мере не приоритетно перед европейским, и ничего антизападного не означает.

В уходящем году Россия была верна принципу многонаправленности своей внешней политики.