Десять лет программам : достижения и результаты
Союзное государство - это не только геополитическая, но и экономическая реальность. Макроэкономические показатели в Союзном государстве за последние годы демонстрируют устойчивый рост. С 2001 по 2006 год бюджет Союзного государства увеличился в 1,5 раза. В 2007 году он будет увеличен еще и превысит 4 миллиарда рублей. Заметно вырос и товарооборот Беларуси и России. Если в 1999 году он составлял 7 миллиардов долларов, то по итогам 2006 года ожидается показатель в 20 миллиардов долларов. Особенно важно, что бюджет стал действенным средством реализации целей и задач Союза. Структура расходов за последние годы существенно изменилась.
Мы целенаправленно увеличили объем средств, выделяемых на финансирование программ научно-технического и производственного характера, с 415 миллионов рублей в 2001 году до миллиарда 181 миллиона рублей в 2006 году.
Программы Союзного государства дают не только громадный экономический эффект, но и обеспечивают сохранение и создание новых рабочих мест. В настоящее время реализуется и финансируется 40 союзных программ и подпрограмм, в том числе 8 промышленных.
Благодаря этим проектам сохранено и вновь создано порядка трех миллионов рабочих мест на предприятиях - участниках программ в Беларуси и России.
Так, к примеру, над реализацией программы по созданию серийного производства оборудования для выпуска специальных химических волокон работают 33 научно-исследовательских организации Беларуси и России. Расчетный эффект от ее реализации составит 1,343 миллиарда российских рублей, а на предприятиях - участниках программы появятся еще более 10 тысяч новых рабочих мест.
Нам есть чем гордиться. В рамках выполнения программ Союзного государства достигнуты значительные успехи, а некоторые из разработок и вовсе являются уникальными. Так, в результате реализации программы "СКИФ" создан суперкомпьютер, вошедший в сотню самых высокопроизводительных машин мира по престижному международному компьютерному рейтингу. Запущены в серийное производство конкурентоспособные на мировом рынке автомобили "МАЗ" с двигателем, отвечающим экологическим стандартам Евро-2.
В этом году завершается программа создания высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов на основе белков, получаемых из молока трансгенных животных. Эта программа также весьма социально значима, поскольку создается основа для обеспечения граждан наших стран современными лекарствами отечественного производства и по доступным ценам.
Транспортный трансъевразийский коридор
Впереди - еще более масштабные задачи и проекты. Мощнейшим перспективным проектом является проект межконтинентального транспортного евразийского коридора.
Сухопутный маршрут из Азии в Европу через Россию и Беларусь намного быстрее и экономически выгоднее, чем морской. Географическое положение России и Беларуси уникально. Только у нас есть возможность дотянуть транспортные коммуникации до территории Японии и США и связать эти страны с Западной Европой.
В настоящее время товарооборот между Азией и Европой составляет 600 миллиардов долларов в год, в том числе между Юго-Восточной Азией и Европой - 250 миллиардов. Евразийский транспортный коридор позволит нашей стране получать до 25 миллиардов долларов прибыли в год от транзита. Сейчас прибыль от транзита грузов по Транссибу составляет один миллиард долларов, что в 15 раз меньше, чем в советские времена. По сути, мы просто отказываемся от колоссальных денег, вместо того чтобы создать транспортную систему, на которую в мире существует огромный потенциальный спрос.
Сегодня, наконец, начинают вырисовываться реальные контуры этого глобального проекта. Правительство России одобрило "Основные направления формирования и развития международных транспортных коридоров". Мы, со своей стороны, провели переговоры с рядом крупнейших британских, немецких, итальянских и французских корпораций. Они готовы создать консорциум по строительству транспортного коридора Брест - Минск - Смоленск - Москва - Екатеринбург - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Владивосток.
Это открытый проект, и мы заинтересованы в расширении круга его участников. Трансъевразийский транспортный коридор станет многопрофильной коммуникационной системой, включающей автомагистраль, железную дорогу, продуктопроводы, системы энерготрафика и телекоммуникационные каналы. Данный проект должен быть сопряжен с созданием вдоль трассы современной мощной телекоммуникационной сети.
Транспортный коридор изменит конфигурацию телекоммуникационных и автомобильных трасс, продуктопроводов. Это создаст дополнительные возможности для развития Союзного государства.
Создание такой транспортной системы обеспечит не только масштабный экономический эффект на длительную перспективу. Реализация проекта даст стимул развитию инфраструктуры на всем протяжении трассы и позволит создать рабочие места для 1,5 миллиона белорусов и 15-20 миллионов россиян.
Возможности частно-государственного партнерства
Союзное государство заинтересовно в том, чтобы вкладывать бюджетные средства во взаимовыгодные проекты, которые инициируют бизнес-структуры. В настоящее время отработана схема взаимодействия Союзного государства с деловым сообществом в рамках союзных программ.
Механизмы взаимодействия могут быть разными. Это и финансирование проекта, получившего статус союзной программы, и субсидирование процентных ставок на банковские кредиты, и иные формы взаимовыгодного экономического партнерства.
Союзное государство может оказывать поддержку принимаемым к исполнению программам и на государственном уровне, в том числе решениями Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства, предоставлением возможности работы в рамках закона о концессиях. Практика показала, что программы Союзного государства отличаются исключительно высокой эффективностью.
Межрегиональное сотрудничество
Исторически сложилось так, что экономики Беларуси и России тесно взаимосвязаны. И это не бремя, как считают некоторые, а огромный плюс - ценное наследство, которое нам досталось. Сегодня белорусская и российская экономики интегрированы в топливно-энергетическом комплексе на 95 процентов, в машиностроении - на 85, в сельском хозяйстве - на 65 процентов. Более 8000 белорусских и российских предприятий нуждаются во взаимных поставках сырья, материалов и комплектующих.
В такой ситуации объективно востребовано сотрудничество на межрегиональном уровне. Оно успешно развивается. С Беларусью сотрудничают 80 регионов России. Количество действующих договоров и соглашений между регионами Республики Беларусь и Российской Федерации превысило 200.
Сейчас подготовлен проект типового соглашения о сотрудничестве между регионами России и Беларуси. В целом накопленный опыт позволяет вывести межрегиональное сотрудничество на новый уровень партнерства государства и предприятий различных форм собственности в Союзном государстве. И мы будем всемерно содействовать развитию такого взаимодействия.
Беларусь и Россия - великие братские страны с достойным прошлым, успешным настоящим и, я уверен, великим союзным будущим.
Подготовил Аркадий Медведев