Столь жесткие предупреждения Миллер сделал после того, как вернувшись в Минск после неудачных переговоров по газовой проблеме, первый вице- премьер Белоруссии Владимир Семашко неожиданно заметил, что Белоруссия предложит новую цену на транзит российского газа в Европу, пропорциональную росту цен на поставляемое в республику "голубое топливо".
По его словам, цитирует пресс-служба посольства Белоруссии в Москве, "если цена за тысячу кубометров газа для Беларуси поднимется с нынешних 46,68 до 75 долларов, то ставка на транзит увеличится минимум до 1,3 доллара, а если до 110 долларов, то до 1,65 доллара. При этом, вторя переговорщикам из "Газпрома", которые накануне заявили, что более льготных условий по поставкам газа в Белоруссию сегодня не создано ни для одной из стран СНГ, Семашко подчеркнул: мол, республика предоставила "Газпрому" беспрецедентные условия для транспортировки газа по своей территории.
Логика рассуждений официального представителя Минска такова: "Поскольку российская сторона не уведомила нас о выходе из договора о поставках газа, то по всем международным правилам такой договор продолжает действовать.
У Белоруссии нет контракта с "Газпромом" о поставках газа в республику с 1 января, а у "Газпрома" в лице господина Миллера нет контракта с нами на транзит газа через Белоруссию". Таким образом, получается, что раз контракта с Россией на поставку газа нет, значит, транзита газа по трубопроводу "Ямал-Европа" через территорию Белоруссии тоже не будет. Напомним, кстати, что через Белоруссию сегодня осуществляется более 22 процентов экспортных поставок "Газпрома".
Что касается заявления Белоруссии об отсутствии контракта с Россией на транзит газа, то, по мнению президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, которого цитирует ИТАР-ТАСС, это "стремление выдать желаемое за действительное". По словам Шмаля, у России с Белоруссией подписан транзитный контракт, который действует до 2010 года. Поэтому белорусская сторона обязана соблюдать этот транзитный договор, в противном случае и так не очень положительный имидж Белоруссии значительно ухудшится", - отметил Шмаль.
Между тем к возможному отключению газа Белоруссии готовится и Литва. Власти прибалтийской страны заявили, что смогут получать российский газ через территорию Латвии.
Алексей Белогорьев,
эксперт-аналитик отдела исследований газовой отрасли, Институт проблем естественных монополий:
- 2006 год начался с украинского "газового" кризиса. Затем один за другим последовали пересмотры контрактов на поставки газа с Арменией, Узбекистаном, Туркменией, Грузией и Молдавией. Заканчивается же год крайне напряженными переговорами с Белоруссией и Азербайджаном.
Происходящие события связаны с новой стратегической линией "Газпрома", которая заключается, во-первых, в увеличении экспорта газа в Европу за счет уменьшения поставок газа на рынок стран СНГ. А, во-вторых, в приведении цен на поставляемый в СНГ газ в соответствие с конъюнктурой мирового рынка (так называемый принцип net back). Подводя итоги уходящего года, можно утверждать, что в целом политика "Газпрома" увенчалась успехом.
Удалось добиться фиксации цены за транзит российского газа через украинскую территорию вплоть до 2011 года. И что еще важнее, устранил взаимозависимость цены на газ, поставляемый на внутренний рынок Украины, от тарифов на транзит газа по ее территории. Учитывая, что на Украину сегодня приходится до 80 процентов транзита российского газа в Европу, это соглашение было принципиально важным.
Впрочем, несмотря на очевидный прогресс в отношениях с Украиной, "Газпрому" в 2006 году не удалось добиться одной из главных своих целей - получить доступ к украинской газотранспортной инфраструктуре. Не сдвинулась с мертвой точки и работа международного газотранспортного консорциума. Так что, "Газпром" по-прежнему никак не контролирует экспортные трубопроводы Украины.
В отличие от Украины Армения и Молдавия в 2006 году согласились на все условия "Газпрома", отдав ему контроль над своими газотранспортными и газораспределительными сетями. В связи с этим российская компания обеспечила им более плавный рост цен.
К концу года после очень тяжелых переговоров удалось также достичь договоренности с Грузией о поставках 1,1 млрд. кубометров газа по цене 235 долларов за тысячу кубов. Это стало возможным после того, как от схожих условий отказался Азербайджан. Оставшись без импорта российского газа, Баку пришлось пересмотреть свой газовый баланс на 2007 год и отказать Грузии в существенном увеличении поставок. В итоге Грузия оказалась в безвыходном положении.
Самым напряженным направлением для "Газпрома" оказалась Белоруссия. Сложность отношению двух стран придает взаимозависимость трех разных вопросов: создание совместного предприятия на базе ОАО "Белтрансгаз", стоимость и объем поставок российского газа для Белоруссии и транзит газа через ГТС Белоруссии в Европу.
Россия зависима от транзита газа через Белоруссию, и эта зависимость будет сохраняться вплоть до создания Северо-Европейского газопровода. Часть белорусского транзита Россия может перенаправить на Украину. А год назад, когда российско-украинские переговоры вошли в тупик, газ в Европу шел за счет увеличения транзита через Белоруссию. Кроме того, созданы дополнительные запасы газа в Прибалтике и Германии. Однако отказаться от белорусского транзита в целом невозможно. Поэтому Россия не менее Белоруссии заинтересована в скорейшем разрешении затянувшегося кризиса.
Последнее предложение "Газпрома" о двукратном снижении планируемой цены поставок - с 200 до 105 долларов за тысячу кубометров было действительно самым оптимальным выходом из ситуации. Тем более что 28,5 процента из этой суммы в течение четырех лет предполагается оплачивать акциями "Белтрансгаза". При том что, в сущности, Россия уже оплатила эти акции льготными поставками газа в 2003-2006 годах. Да и сам "Белтрансгаз" отнюдь не является особенно ликвидным активом: 5 млрд. долларов - это явно завышенная оценка, но даже на нее "Газпром" согласился.
Реальный рост стоимости газа для Белоруссии в 2007 году по версии "Газпрома" составит всего 28 долл. Для сравнения - в Смоленской области, на которую постоянно ссылаются в Минске, газ в 2007 году подорожает на 7,5 доллара. Одновременно тариф на транзит российского газа, как заявляют в белорусском правительстве, повысится с 0,75 до 1,3 доллара. Отказ Белоруссии можно объяснить только внутриполитическими проблемами. Экономически то, что предлагает "Газпром", Минску очень выгодно. Очевидно, в настоящий момент в Белоруссии идет напряженная оценка последствий кризисного развития отношений с Россией. Александр Лукашенко вполне может пойти на него, чтобы доказать свою самостоятельность во внешней и внутренней политике. И "Газпрому" ничего не останется, как перекрыть газ. В этих условиях, по справедливому замечанию Александра Лукашенко, Белоруссии остается только жить по средствам и экономить энергоресурсы.
Скорее всего, переговоры между "Газпромом" и правительством Белоруссии удастся завершить не ранее середины весны. Возможно, в первые месяцы 2007 года "Газпром" согласится поставлять газ в Белоруссию по временной схеме, как это было с Украиной.
Стоит отметить, что не только Россия в 2006 году настаивала на росте экспортных цен. Стоимость поставляемого газа в Россию из Туркмении и Узбекистана выросла за этот год в полтора раза - до 100 долларов за тысячу кубометров. Впрочем, одновременно "Газпрому" удалось достичь на среднеазиатском направлении существенного прорыва за счет заключения долгосрочного контракта на импорт туркменского газа.
Газовый кризис на Украине, произошедший в начале 2006 года, нанес существенный ущерб имиджу России. Фактически весь год прошел для европейского общественного мнения под впечатлением этого события. Его обсуждали, обсуждают и, к сожалению, еще долго будут обсуждать в негативном для России свете. Однако не следует ожидать, что повторение украинского сценария в Белоруссии принесет схожие плоды. Учитывая почти полную политическую изоляцию Минска, его тяжелое положение вряд ли вызовет сочувствие со стороны западных дипломатов и СМИ.
Тем временем Россия, несомненно, будет подвергаться жесткой критике с их стороны из-за повышения цен на газ для Грузии и Азербайджана. Раньше цена газа для стран СНГ была хоть и немного, но выше себестоимости его добычи и транспортировки. Однако при этом она была значительно ниже реальных цен на мировом рынке. Это наглядно показывали доходы от поставок российского газа в Европу. Фактически Россия в течение 15 лет субсидировала экономику бывших советских республик, исходя из своих чисто политических интересов. Экономически пересмотр ценового вопроса назрел уже давно.