Прошлогодняя зима была самой суровой на Дону за несколько последних десятилетий, и именно в этот морозный январь у пожилой ростовчанки отказало отопление. Укрываясь на ночь двумя одеялами, она терпеливо ждала прихода мастеров из жилконторы, которые бы починили отопление.
- При этом я платила за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме и в установленные сроки, - рассказывает Фесенко. - Обращалась в МУП ЖКХ, требовала составить акт, предупреждая, что перестану оплачивать услуги, которые мне не оказываются. Техническое исследование и профилактика теплосистемы не проводились. В итоге 56 зимних дней температура в квартире не соответствовала положенной, и по моим расчетам я переплатила тысячу 311 рублей 50 копеек.
Педантичная Светлана Георгиевна показывает листик с расчетами и ссылки на Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. За месяцы хождения по инстанциям она стала гораздо лучше разбираться в нормативных документах и своих правах: документально фиксировала все движения по инстанциям, постоянно отмечала комнатную температуру, собирала справки, подтверждающие факт ухудшения здоровья ввиду похолодания в квартире.
- Мастер появился лишь в начале марта, - продолжает Светлана Георгиевна. - Осмотрел батареи и составил акт, что стояки в доме и батареи в моей квартире одинаковой температуры. Но на самом деле стояки были горячими, а батарея - почему-то холодной. После этого я решила обратиться в районный суд. Как выяснила экспертиза, причиной холода в квартире была "неисправность в батареях, установленных в квартире истицы, обязанность по содержанию и ремонту которых лежит на собственнике жилья". Но как мне, неспециалисту, ремонтировать батареи? Для этого я и вызывала в январе мастеров, явившихся лишь в марте.
Формально доказать в суде, что жилконтора не предоставляла ей тепло, ростовчанке не удалось. Поэтому судья принял соломоново решение: не стал взыскивать с ЖКХ переплаченные по расчетам Светланы Георгиевны тысячу 311 рублей, но заставил коммунальщиков оплатить хотя бы 500 рублей морального ущерба.
Сумма символическая, но для Фесенко это доказательство того, что бороться с неповоротливой бюрократической системой ЖКХ можно и нужно. Через суд она смогла заставить коммунальщиков утеплить подъезд после замены входных дверей, остеклить дверь, ведущую из тамбура в жилые помещения и провести мелкий ремонт в подъезде.
Казалось бы, с введением в жилищно-коммунальном хозяйстве управляющих компаний (УК) ситуация, при которой жилец оставался бы один на один со своими "домашними" проблемами, должна измениться. Ведь УК уполномочен на конкурсной основе выбирать самых ответственных и профессиональных исполнителей. Однако это только в теории.
Протекшая канализация, отслоившаяся плитка на полу, просевший асфальт вокруг дома и сорванная порывом ветра крыша - итог капитального ремонта, проведенного в доме № 4 третьего микрорайона города Донецка Ростовской области. Компания-подрядчик выполнила положенные по договору работы в срок, но некачественно: большая часть работ не выдержала даже гарантийного срока в 12 месяцев. Донецкая УК ошиблась в выборе исполнителя работ и уже год не может заставить необязательных ремонтников исправить совершенные просчеты в работе.
- Полтора года назад эта компания выиграла тендер на проведение ремонтных работ, - рассказывает юрист муниципального учреждения "Управляющая компания" Дина Авдалова. - В конкурсе участвовали несколько фирм, но они предложили лучшие условия и, соответственно, получили возможность проявить себя. В конце прошлого года они сдали нам объект, а в апреле вскрылись многочисленные недостатки в работе. Мы вызывали директора компании-исполнителя, вместе составляли акт с перечислением обнаруженных дефектов, но исправлять недоделки они не спешили. Сумма недоделок оценивается в несколько сотен тысяч рублей, но мы требуем полного выполнения работ, а не возврата средств.
Шестой месяц длится выяснение взаимоотношений в треугольнике жильцы - управляющая компания - ремонтники. Разбирательство в областном Арбитражном суде грозит затянуться на несколько месяцев, в течение которых жильцы злосчастной пятиэтажки останутся без крова - снесенная крыша так и не восстановлена.
Людмила Зыкова, начальник контрольно-методического отдела Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Ростовской области:
- Конфликты между жилищно-коммунальными службами и гражданами часто возникают из-за того, что жильцы не всегда знают, что в их доме является общей собственностью, за которую отвечают коммунальщики, а что - личной собственностью самого жильца. Недавно принятый Жилищный кодекс отношения между жильцами и коммунальными службами сделал более четкими и простыми: часть функций перешла к самим собственникам жилья, объединенным в товарищества собственников и другие формы. Они многое вправе решать сами и за многое сами отвечать.
Тем не менее конфликты и жалобы в сфере ЖКХ еще часты. Но по каждому конкретному случаю обязана выезжать комиссия и на месте разбираться - действительно есть недоработки коммунальных служб или это жильцы ошиблись с правомочиями.
Динара Аминова, юрист:
- Данная ситуация, к сожалению, становится нормой. По большому счету, проблема невыполнения договорных обязательств в России - это не такая большая редкость. Тем неприятнее сложившаяся ситуация, когда от невыполнения обязательств одного юридического лица перед другим страдают граждане, которые, в свою очередь, все свои обязательства выполняют. Выход из сложившейся ситуации, казалось бы, прост - подача искового заявления от гражданина о защите своих нарушенных прав (прав потребителя). Однако такое действие гражданина, к сожалению, не может повлечь немедленные правовые последствия - в силу неповоротливости современной судебной системы РФ. По статистике, на рассмотрение судебного дела и исполнение решения суда уходит порядка полугода - разумеется, это отталкивает граждан от защиты своих прав.