В первые январские недели очереди на почте заставили вспомнить уже подзабытые советские времена, когда люди часами простаивали в очереди. Однако в этот раз вожделенным товаром стали не дефицитные продукты, а обычные почтовые марки. Как говорят пермяки, в очередях приходилось стоять по несколько часов, а буквально неделю назад марки вообще закончились. Когда люди приходили на почту, их встречало от руки написанное объявление: «Марок нет».
Ситуация еще усугублялась введением электронного делопроизводства на почте, когда каждое заказное письмо необходимо было вносить в базу данных, а с этой системой почтовые работники еще не до конца разобрались. К чему это могло привести, представить нетрудно. Ежедневно с почтовых отделений отправляются тонны заказной корреспонденции, и отсутствие марок, без которых письмо никуда не уйдет, означало бы паралич деловой переписки. Тут необходимо еще учитывать, что первые дни января - начало нового финансового года. Понятно, какими последствиями могло обернуться дальнейшее продолжение марочного дефицита.
В ответ на обращения граждан работники почты выражали лишь недоумение и не могли объяснить отсутствие марочной продукции. При этом все происходящее назвали не иначе как катастрофой и безобразием.
В Пермском управлении федеральной почтовой службы (УФПС) корреспонденту «РГ» пояснили, что с сегодняшнего дня проблема будет решена. Необходимое количество марок уже поступило, и в ближайшие несколько дней они будут в почтовых отделениях сначала Перми, а затем и районов края. Начальник отдела продаж почтовых услуг УФПС Дмитрий Вахрушев прокомментировал ситуацию следующим образом:
- Дело в том, что проблема имеет несколько аспектов. Даже учитывая перебои с поставками, мы могли справиться с потребностями населения исходя из наших запасов. Однако тут возникло неожиданное препятствие. С 1 декабря прошлого года на 15 процентов выросли тарифы на письменную корреспонденцию, а номинал марок остался прежним, поэтому нам пришлось задействовать запасы, чтобы удовлетворить потребности населения. Тут еще необходимо принять во внимание, что возросло количество «исходящего платного обмена», то есть люди стали больше отправлять писем.
- Главная проблема заключается в другом. Возникли перебои с поставками, которые осуществляет московский издательско-торговый центр «Марка» во все регионы России, откуда к нам поступают заявки на марки. Однако в этот раз по непонятным причинам мы не получили то, что запрашивали. Нас заверяли, что потребности рассматриваются, но процесс затягивался. При этом к нам обращались из УФПС других регионов, где возникла точно такая же проблема, с просьбой поделиться запасами, если они есть. Понятно, что ничем помочь не могли, - разводит руками Дмитрий Вахрушев.
В ИТЦ «Марка» ситуацию объяснили совершенно иным образом. По мнению начальника отдела продаж Виктории Верещаки, в марочном дефиците в большей степени виноваты сами регионы:
- Такая ситуация сложилась впервые. Нам подали одни заявки, а затем поступили совсем иные. Видимо, на местах не были учтены потребности корпоративных клиентов, которые перед Новым годом в большом количестве закупали почтовую продукцию. В итоге на нас обрушился шквал новых заявок, с которыми смогли справиться только сейчас.